
8 октября 1980 года в аэропорту Барнаул готовился к вылету в Читу самолет Ту-154Б компании «Аэрофлот». Командиром воздушного судна был назначен 36-летний Анатолий Ткаченко — пилот с опытом, но, как вскоре выяснилось, обладавший чрезмерной и опасной самоуверенностью. На борту находились 174 пассажира и девять членов экипажа.
Первый тревожный сигнал прозвучал уже на взлете. При достижении расчетной скорости самолет не оторвался от полосы. Подъем произошел лишь после дополнительного разгона, когда скорость возросла на 20 км/ч. Второй пилот, отвечавший за расчеты, списал это на собственную неопытность. Экипаж не подозревал, что истинной причиной стала ошибка при загрузке багажа, приведшая к перегрузу носовой части лайнера.

Ту-154, источник: https://russianplanes.net/id67612
Роковое решение и опасное снижение
Полет до Читы проходил в штатном режиме, однако при заходе на посадку началась череда критических ошибок. Экипаж приступил к снижению с высоты 11 400 метров, находясь всего в 120 километрах от взлетно-посадочной полосы вместо положенных 190. Командир Ткаченко объяснил это необходимостью пропустить встречный самолет.
Затем, желая сэкономить топливо, Ткаченко запросил изменение курса для «выравнивания» схемы захода. Штурман, выполнив расчеты, немедленно предупредил командира: расстояния для безопасного снижения катастрофически не хватает. «Я попробую!» — был лаконичный и решительный ответ Ткаченко. Второй пилот поддержал штурмана, предложив уйти на второй круг, но командир проигнорировал и это предупреждение.
Самолет продолжил снижение с грубыми нарушениями всех параметров. На отметке в 70 км до ВПП он должен был быть на высоте 3900 метров, но фактически оказался на расстоянии всего 39 км. Ткаченко ввел в заблуждение диспетчеров, доложив о нормальном ходе снижения. Когда до полосы оставалось 18 км, высота составляла лишь 2100 метров вместо необходимых 30 км.
Критический момент и потеря управления
Выход на глиссаду произошел на скорости 470 км/ч и высоте 1030 метров при норме 265 км/ч и 750 метров. Ситуация стала критической. «Самолету некогда снижаться! Давай выше, не садись!» — в отчаянии кричал второй пилот. «Пошли во второй тур!» — настаивал штурман. Но Ткаченко, демонстрируя невероятную самоуверенность, приказал: «Подожди!» и продолжил заход.
Попытки сбросить скорость с помощью закрыков были пресечены командиром. Лишь в последний момент, осознав неизбежность катастрофы, он отдал команду выпустить шасси и закрылки. Но время было упущено. Сработала система предупреждения о близости земли. Диспетчер, наблюдая за стремительным приближением лайнера, в эфире призвал экипаж к осторожности.

Самолет приземлится в Чите
В последней отчаянной попытке исправить ситуацию Ткаченко взял штурвал на себя и дал полный газ. Однако перегруженный нос самолета не позволил быстро набрать высоту. Лайнер потерял управление.
Свидетели на земле услышали нарастающий рев двигателей, а затем удар.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Самолет проскочил взлетно-посадочную полосу на 240 метров и с огромной силой врезался в грунт. От удара сломались передняя и основные стойки шасси. Фюзеляж, скользя по земле, разломился, оторвалась хвостовая часть. Чудом возгорания не произошло.Разбор полетов и последствия
«Я предупреждал тебя не садиться!» — сказал штурман командиру в тишине после удара. «Это все моя вина. Я отвечу за себя», — признал Ткаченко.
Несмотря на полное разрушение Ту-154, жертв удалось избежать. Несколько членов экипажа и один пассажир получили серьезные травмы.
Расследование выявило целый комплекс причин катастрофы. Первоначальной предпосылкой стала ошибка в центровке из-за неправильной загрузки багажа, за что отвечал второй пилот. Однако основной причиной была признана грубая ошибка командира. Ткаченко нарушил схему захода на посадку, превысил все допустимые скорости и высоты, игнорировал предупреждения экипажа и диспетчера, а также сообщал ложные данные о параметрах полета.

Последствия аварии
Суд признал Анатолия Ткаченко виновным. 6 января 1982 года он был приговорен к трем годам лишения свободы условно. Суд учел смягчающие обстоятельства: положительные характеристики, первую судимость и наличие на иждивении несовершеннолетних детей. Также с командира взыскали 15 тысяч рублей в пользу авиакомпании, хотя общий ущерб от крушения превысил 3 миллиона рублей.
Сам Ткаченко вину признал лишь частично, настаивая, что главной причиной стала ошибка в центровке. Суд с этой позицией не согласился. Разбитый самолет, эксплуатировавшийся менее двух лет, восстановлению не подлежал и был отправлен на слом.
[my]Аэропорт Авиакатастрофа Самолет Полет СССР Гражданская Авиация Авария Пилота Ту-154 Длинный Пост Негатив 21Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Самолет снизиться не успеет! Идем выше, не сядем!" Слишком самоуверенный командир Ту-154.