Холодная война на море: почему СССР не построил авианосцы и как технологии делили мир

Cat.CatО прошлом: информативно и с юмором

Автор: Павел Леонов

Обсуждая морское противостояние времён Холодной войны, часто фокусируются на технических характеристиках: толщине брони, скорости хода и деталях конструкции. Однако в основе любой истории, в том числе военной, всегда лежат люди, их решения, амбиции и ограничения. Техника — лишь инструмент в их руках.

Несостоявшиеся советские авианосцы

Например, советские авианосцы так и остались на чертежах в 1930-1950-е годы не только из-за политической воли. В тот период военно-морская пресса достаточно прозрачно намекала, что будущее флота за авианесущими кораблями. Даже в авторитетном журнале «Военная мысль» в 1946 году была опубликована статья с чётким выводом: современная война на море требует мощных авианосных соединений для поражения сил противника и борьбы с его авиацией как в открытом океане, так и у берегов. Эти тезисы, однако, на два десятилетия вступили в противоречие с официальной позицией советского руководства, считавшего авианосцы чрезмерно дорогими и недостаточно эффективными.

В 1954 году адмирал Кузнецов направил в ЦК КПСС масштабную программу развития флота, оценивавшуюся в астрономические 110-130 миллиардов рублей на десять лет. Как вспоминал Никита Хрущёв, сумма казалась колоссальной. Согласно данным ЦСУ СССР за 1956 год, весь оборонный бюджет страны в тот период составлял около 107-108 миллиардов рублей в год. Таким образом, флот фактически запрашивал на свою десятилетнюю программу сумму, сопоставимую с годовыми расходами всей страны на оборону. Это очень напоминает ситуацию с ВВС США, которые в те же годы пытались получить под программу стратегического бомбардировщика весь оборонный бюджет. Поведение военных ведомств сверхдержав, как и законы физики, оказалось универсальным.

Обратите внимание: Британский завоеватель.

Технологический вызов для всех

Советская судостроительная промышленность тех лет объективно не была готова к созданию полноценных авианосцев, и в руководстве страны даже рассматривалась возможность их приобретения за рубежом при удобном случае.

Любопытно, что схожие технологические трудности испытывала и Великобритания, несмотря на её многовековые традиции владычицы морей. Первая британская атомная подводная лодка HMS Dreadnought создавалась с большими сложностями и во многом представляла собой американские технологии, собранные на британских верфях. Символичным напоминанием о разделённом мире стала табличка на входе в её реакторный отсек, отсылающая к знаменитому КПП «Чарли» в Берлине — месту, где в напряжённом противостоянии стояли советские и американские танки.

Гипотетические сценарии и наследие эпохи

Эти и многие другие истории будут подробно рассмотрены в готовящейся книге «Вражеские уроки: порванный флаг». Среди различных материалов, связанных с проектом, особым лотом является модель подводной лодки проекта 665 в гипотетическом камуфляже. Согласно замыслу, такая лодка в условиях тотального конфликта должна была прорваться через разрушенный ядерными ударами Стамбул в Средиземное море для охоты на группировки флотов НАТО. Четыре крылатые ракеты П-5 на её борту представляли бы серьёзную угрозу для конвоев, авианосных соединений или береговых целей. Речь, разумеется, идёт о сугубо теоретическом сценарии ответного удара после гипотетического первого обмена ядерными ударами.

У вас остаётся буквально 10 дней, чтобы приобрести эту эксклюзивную модель. Она создана специально для участников крауд-проекта и в свободную продажу не поступит. В лоте также содержится ряд уникальных бонусных материалов. Приобрести модель можно по указанной ссылке.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Порвать на британский флаг.