![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/01/20/9/1705764217184220548.jpg)
10 июля 1985 года. Среда.
Карши (Узбекистан)
18:20 по московскому времени
Самолет Аэрофлота Ту-154Б, прилетевший из Ташкента, приземляется в местном аэропорту. Еще один член экипажа Аэрофлота прибыл в Карши в качестве официального пассажира на этом судне. Вскоре ему придется лететь тем же самолетом в Уфу, а оттуда в Ленинград. Однако рейс в Уфу был задержан до 23:00 из-за позднего прибытия самолета в Карши.
Экипаж этого рейса был очень опытным. Командир 1-го класса налетал 12283 часа, из них более 3000 на Ту-154. У вторых пилотов налет был еще больше: 12 323 часа, из них 1629 на Ту-154.
Как пишет в своей книге «Думаю о ездовой собаке» летчик-инструктор Ту-154 Василий Ершов: - это не имеет значения. Важно отметить, что, как это обычно бывает, новый аэропорт был сдан в конкретную дату, с помпой и без основных удобств, а затем завершен в течение ряда лет один день".
На самом деле существует версия, по которой экипаж не имел полноценного отдыха перед полетом, а общее время бодрствования пилота составило почти 24 часа. Но было принято решение лететь. На борту находился 191 пассажир, в том числе девять членов экипажа и 52 ребенка. Взлетная масса самолета составляет 96% от максимально допустимой, температура - 33°С.
В назначенное время Ту-154 вылетел из Карши и взял курс на Уфу. На высоте 5 километров экипаж включает автопилот и настраивает самолет на продолжение набора высоты, но с максимальной скороподъемностью и большим углом атаки. Ту-154 имеет чрезвычайно низкую скорость — 400 км/ч и может подниматься на высоту 11 600 метров. В самолете вот-вот сработает сигнализация.
![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/01/20/9/1705763984142587947.jpg)
Ту-154м с центром связи
чтобы набрать ускорение, капитан опускает нос и снижается на 70 метров. После этого потяните ручку автопилота на себя, чтобы снова набрать высоту. В результате его агрессивных действий самолет достиг критического угла атаки и в кабине сработала сигнализация. Включаются функции защиты, в управление вмешивается автоматика, и нос самолета самостоятельно опускается. Скорость падает до 390км/ч.
Перед остановкой лайнер испытывает легкую дрожь. Самолет вот-вот заглохнет, и чтобы этого избежать, экипаж должен перевести двигатели на взлетный режим и увеличить скорость. Однако экипаж ошибочно интерпретирует небольшую тряску как скачок и делает обратное, переводя двигатель на малый газ. Самолет снова начинает снижение, и пилот тянет к себе штурвал, снова выводя самолет на критический угол атаки.
командир старается любой ценой удержать текущую высоту. Скорость продолжает снижаться и уже достигла 330 км/ч. Боковые двигатели (№1 и №3) начинают испытывать серьезные помпажи. Чтобы этого не допустить, экипаж вновь прибавил газу, после чего скорость снизилась до 290 км/ч. Все три двигателя выключаются, и самолет снова достигает сверхкритического угла атаки, прежде чем войти в неконтролируемый плоский штопор.
При падении экипаж освобождает спойлер и пытается запустить ВСУ. На высоте 3 километров пилот успел остановить вращение, но запустить двигатель еще не успел.
Обратите внимание: Крупнейшая авиакатастрофа и хаос в эфире.
Через сорок шесть минут после взлета Ту-154 врезался в землю недалеко от города Учукдук. В момент удара самолет практически не имел горизонтальной скорости движения. На следующее утро поисковый вертолет обнаруживает останки разбившегося авиалайнера. Все 200 пассажиров и экипаж погибли.![](https://cs13.pikabu.ru/post_img/2024/01/20/9/1705764028118079868.jpg)
на месте крушения
в ходе расследования имитировать эту катастрофу было поручено советскому летчику-испытателю Владимиру Мезоху. "Бортинженер эшелона дважды выходил из режима холостого хода (капитан выздоровел), видимо, приняв начало тряски за помпаж. Экипаж не отреагировал на показания приборов и вместо этого перешел в режим тряски. Когда я "отпустил" руля, чтобы уйти, он продолжал выдерживать высоту полета. В результате самолет потерял в горизонтальном полете скорость 110 км/ч, вошел в пологий штопор и разбился".
«Сильная тряска произошла на скорости 320 км/ч. После полного отпускания рукоятки самолет свободно выходил из режима. Такое моделирование обеспечило полное соответствие Ту-154Б характеристикам, полученным в ходе отечественных испытаний. Был сертифицирован соответствовать «Восстановлению самолетов".
Василий Ершов пишет: "Ситуация была обычная для Средней Азии: жара. В жару самолеты очень долго набирают высоту. Экипаж включил автопилот и.. уснул". Было скучно. Самолет послушно набрал высоту. Автопилот поддерживал курс и тангаж. По мере увеличения высоты скорость продолжала уменьшаться (тангаж при подъеме всегда должен уменьшаться). Но никто не опустил слегка нос самолета, чтобы вернуть скорость. Экипаж спал. В конце концов самолет потерял скорость и разбился. Прозвучал сигнал тревоги. Экипаж проснулся, но не смог определить, «что случилось с машиной». "Из записанного разговора в самолете видно, что сделать это в первые секунды не удалось. Неорганизованное поведение вызвало бы лишь плоский штопор, от которого тяжелый авиалайнер невозможно было бы оторвать от земли"
![](https://cs14.pikabu.ru/post_img/2024/01/20/9/1705764054134375182.jpg)
на месте крушения
Непосредственной причиной катастрофы стала высокая температура воздуха, влияние угла атаки и малого запаса двигателей, что увеличило полетную массу, что привело к срыву самолета и переходу в плоский штопор при фактической высоте потолка. Ту-154.был. Толкать. Кроме того, экипаж неоднократно отклонялся от инструкций по летной эксплуатации, теряя скорость и управление самолетом.
Эта катастрофа стала крупнейшей на советской территории и в истории советской авиации
Telegram «Расследование авиационных происшествий
https://t.me/rumayday/
[my]Длинный постАвиацияСамолетРейсПилотАэропортСССРКатастрофаИнцидент в гражданской авиацииАвиакатастрофаТу-154 32Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Уснули за штурвалами? Авиакатастрофа Ту-154 под Учкудуком - крупнейшая в СССР.