«Ворон», «Вор» и «Ворчун» - их у нас нет

Совсем недавно по другую сторону конфликта были «рассекречены» данные о Брянском погроме. Именно тогда украинские силы обороны за очень короткое время сбили два российских самолета и три вертолета. Это творение скоро будет разобрано до костей, но коснемся края. А давайте задумаемся о необходимости в авиационной системе ВКС такого явления, как самолет РЭБ. Но давайте зайдём с другой стороны, точнее, не оттуда, где их нет, а с другой стороны земного шара, где предусмотрены именно такие самолёты.

Что такое самолет радиоэлектронной борьбы? Ничего особенного, просто самолет, в который напихали и повесили кучу электронного оборудования, способного принимать сигналы от радаров противника разного типа и при необходимости давать этим радарам различные помехи.
Вообще самолеты такого типа появились довольно давно, но возьмем последние 50 лет. Именно это время зарождения радиоэлектроники и всего, что с ней связано.

Первый герой — «Вор» или Grumman EA-6 Prowler

Созданный на базе штурмовика А-6 Intrumer для нужд ВМС и Корпуса морской пехоты США, самолет был произведен в количестве 170 единиц. «Вор» отличался от «Нарушителя» более длинным корпусом (почти 2 метра), что позволяло увеличить экипаж до 4 человек – пилота и трех операторов. Конечно, они сидели там, как воробьи в банке.

Свой первый полет самолет совершил в 1968 году, а в 1971 году поступил на вооружение, из которого выведен из эксплуатации лишь в 2018 году. 47 лет службы – это более чем прилично.


Радиоэлектронное оборудование включало в себя весьма приличный набор:
- Приемник радиосигналов AN/ALP-42, обеспечивающий работу двух систем помех - AN/ALQ-99 и AN/ALQ-126. Данные приемника обрабатывались бортовым компьютером, который уже подавал сигнал системам подавления;
- станция AN/ALQ-92 для радиоэлектронного подавления радиосвязи противника и прежде всего подавления систем радиоуправления самолетов ПВО противника;
- станция секретности AN/ALQ-126, создающая ответные импульсные помехи и срывающая автосопровождение РЛС управления вооружением противника и радиоэлектронных головок самонаведения для защиты самого самолета EA-6B;
- система групповой защиты AN/ALQ-99 Tactical Jaming System (TJS), которая может работать в одном из трех режимов: автоматическом (обнаружение, идентификация, выбор объектов радиоэлектронных помех и режимов работы передатчиков помех осуществляются без участия оператора), полуавтоматический (нацеленность на радиоэлектронные помехи выбирается оператором) и ручной (оператор сам оценивает радиоэлектронную обстановку и определяет режим помех).
Это великолепие было связано и с системой обороны с пулеметами АНАЛЭ-29А и -39, стрелявшими дипольными отражателями, инфракрасными ловушками или одноразовыми постановщиками помех. Правда, стрельба велась вручную членами экипажа.

В конце 1980-х годов «воры» прошли модернизацию по программе ADVCAP.

Были установлены новая станция помех AN/ALE-39, системы пассивного сопровождения и подавления сигналов. Самолет получил новые ЖК-экраны, более мощный радар, цифровой автопилот и систему связи AN/ALQ-19.
03.13.2019 Корпус морской пехоты США списал последний самолет EA-6B Prowler. С этого момента морские пехотинцы США остались без персональных самолетов РЭБ.

Следующим был «Ворон»

General Dynamics/Grumman EF-111A Raven, созданный для нужд армии. Выпущено в количестве 42 единиц.
За основу был взят тактический бомбардировщик F-111A. EF-111A предназначен для операций вторжения на территорию противника и для сопровождения штурмовиков, таких как F-111A. Задачи были несколько иные, чем прикрытие самолетов поддержки десанта, поэтому базой служил тактический бомбардировщик, а не штурмовик. Другая продолжительность пребывания в воздухе, другая дальность полета.
Основой авионики EF-111A стала система постановки помех AN/ALQ-99E. Она на 70% аналогична системе ЕА-6Б «Проулер». Но помимо этого EF-111 был оснащен и другими средствами радиоэлектронной борьбы, благо летные кабины это позволяли.
Более современная авионика и автоматизация многих процессов позволили сократить экипаж по сравнению с ЭА-6 с четырех до двух человек.
В состав системы AN/ALQ-99E входят десять постановщиков помех, идеально расположенных в бомбоотсеке, и пять задающих генераторов. Приемные антенны разместились в кожухе на киле, что придавало ему уникальный внешний вид.

Для самообороны «Ворон» получил систему постановки помех AN/ALQ-137(V)4, приемники электромагнитного излучения AN/ALR-23 и AN/ALR-62(V)4, ИК-ловушку AN/ALE и дипольный отражатель рассеяния система -28. Наличие комплекса самообороны позволяет в ряде случаев обойтись без включения основной системы РЭБ. Для питания всего этого великолепия пришлось установить два дополнительных электрогенератора мощностью по 90 кВА.
При этом «Ворон» не был оснащен привычными нам видами вооружения – пушками или ракетами. Считалось, что будет достаточно высокая скорость (хотя, скажем так, она в этом плане не блистала - 900 км/ч) и системы подавления. Спорно, но факт: за участие во многих операциях (Югославия, Сербия, Ирак) не был сбит ни один EF-111.

Последний раз EF-111A применялся в феврале 1998 года в ходе операции «Гром в пустыне» — массированных ударов ВВС и ВМС США по военно-промышленным объектам Ирака.

Боинг EA-18 Гроулер
И, наконец, гвоздь программы — Boeing EA-18 Growler — палубный самолет радиоэлектронной борьбы ВМС США, разработанный компанией Boeing на базе истребителя F/A-18F Super Hornet, пришедшего на смену EA-18F Super Hornet. 6Б Проулер.

Первый полет состоялся 15 августа 2006 года. Серийное производство началось в 2007 году. Первое боевое применение состоялось в марте 2011 года в ходе военной операции «Рассвет Одиссеи» в Ливии. В таких условиях это оказалось очень эффективным оружием.
Самолет EA-18G предназначен для ведения радиотехнической разведки, подавления радаров и систем связи противника, а также уничтожения обнаруженных радаров с помощью противорадиолокационных ракет HARM. Самолет способен работать как автономно, так и взаимодействовать с другими самолетами и БПЛА в едином информационном поле, т.е является «сетецентрическим» самолетом.
Приемные антенны системы РЭБ AN/ALQ-218(V2) установлены на законцовках крыла Grumpy, такие же антенны установлены с обеих сторон в носовой части фюзеляжа, в районе моторных отсеков и в задней части фюзеляжа, обеспечивающие прием электромагнитных сигналов со всех ракурсов, обеспечивающих практически круговой обзор в обеих полусферах, верхней и нижней.
Вместо пушки установлен комплекс блокировки систем радиосвязи AN/ALQ-227(V)1 CCS от Raytheon. Комплекс способен обнаруживать и определять параметры радиопередач, а подавление осуществляется широкополосным низкочастотным передатчиком AN/ALQ-99. Спорное решение, поскольку ALQ-99 работал и над EA-6 «Вор» в контейнерных вариантах. Давайте посмотрим правде в глаза – механические антенные станции и база лампового передатчика могут быть оправданы только большим желанием сэкономить.
Правда, сегодня уже разрабатывается новая станция помех контейнерного типа — Next Generation Jammer. Там все серьезное и современное, твердотельная элементная база и антенны АФАР, исключающие механическое управление целиком.

Важной и интересной особенностью Grumpy является система подавления помех INCANS, обеспечивающая устойчивую УКВ-связь между экипажем EA-18G и кораблями и самолетами при включении средств постановки помех. Экипажи более ранних самолетов РЭБ такой возможности не имели. Помимо INCANS, Grumpy имеет на борту MATT, систему спутниковой связи многоцелевого усовершенствованного тактического терминала.
В штатном вооружении система постановки помех ALQ-99 подвешивается в контейнерах. Вместо крыльевых пилонов для ракет AIM-9 установлены мобильные контейнеры с антеннами для системы AN/ALQ-218.
«Ворчун», в отличие от «Вороны», отнюдь не безоружен. Он вполне способен бороться с противником двумя ракетами класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и атаковать радар противника двумя противорадиолокационными ракетами AGM-88 HARM. В дальнейших модернизациях планируется расширить вооружение ракетами класса «воздух-поверхность» JSOW, JASSM и IDECM.

ВМФ оснащен самолетами ЕА-18Г десяти боевых эскадрилий (по одному в каждом авиакрыле, по пять самолетов в каждой эскадрилье), трех экспедиционных эскадрилий и одной учебной эскадрильи. Планировалось закупить 88 самолетов, однако в 2001 году объем заказа был увеличен до 114 EA-18G в связи с решением оснастить этими машинами экспедиционные эскадрильи, действовавшие с береговых аэродромов в составе различных «миротворческих» сил.
Боевое крещение Grumps получили в конце 2010 года в Ираке. В боевых действиях против ВВС и ПВО Ирака EA-18G, по сообщениям Минобороны США, был признан высокоэффективным оружием. Однако, несмотря на то, что самолет был оценен как «оперативно эффективный», он также был оценен как «непригодный к эксплуатации». То есть ЕА-18Г способен эффективно выполнять возложенные на него задачи, но не пригоден для использования в полевых условиях.
«Грамп» также использовался в Ливии. Конкретных описаний характеристик EA-18G нет, но в различных заявлениях высокопоставленные представители ВМС США ссылались на характеристики EA-18G. Особо отмечалась поддержка Грантом действий американской авиации, что, видимо, выразилось в пресечении работы ливийских ЗРК «Оса» и «Кроталь».
В целом наличие преемственности наблюдается. И понятно, что ближайшие 15-20 лет американскую авиацию будут прикрывать при выполнении боевых задач с самолетами РЭБ, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В чем вообще полезность таких самолетов даже не стоит разбирать. Все лежит на поверхности.
Только представьте себе картину: эскадрилья тех же F/A-18 «Супер Хорнетс» прибывает нести демократию в еще одну часть мира. А вместе с ними на некотором расстоянии летает Grumpy EA-18G и станции помех работают так сильно, что раскаляются докрасна. Результат? Очевидно. РЛС противника получат помехи, ракеты сбьются с курса. Не 100%, но всё же.

Обратите внимание: Будьте внимательны: во дворах Петербурга появились воронята !!!.

Они будут.
Кто мешает штатным самолетам подвесить контейнеры РЭБ? Как наши Хибины»?
«Хибины» — вспомогательное вооружение, позволяющее уменьшить (и существенно) массу топлива и вооружения, принимаемого на борт. То есть, по крайней мере, это не плюс. Ну а об эффективности "Хибин" российских летчиков лучше прочитать где-нибудь в Телеграмме. По крайней мере, в то время под Брянском Хибины были как-то не на высоте в прямом смысле слова.

ВМС США, а как стало ясно из последних планов, и армия США на дальних берегах, имеют новый самолет РЭБ, который создан на обкатанном планере весьма приличного самолета. Основное ударное оружие авианосцев США. И этот самолет будет сопровождать истребители-бомбардировщики и штурмовики на их налетах, блокировать радары противника и поражать их противорадиолокационными ракетами.

Почему такого самолета нет у нас?

В общем, попытки были. но назвать их успешными как-то нельзя. В Советском Союзе велись работы по созданию самолета радиоэлектронной борьбы. С переменным успехом, но они были осуществлены.

Разработан Ту-22П, построено 47 единиц. Принят на вооружение в 1965 году. Три модификации в зависимости от используемых комплексов станций блокировки («Букет-4», «Клюква», «Фасоль»).

Почти одновременно с Ту-22П эксплуатировался Ту-16П, который был выпущен еще большей серией – около 90 экземпляров.

Ту-16П и Ту-22П несли самую мощную в мире систему помех «Букет-4», которая требовала прилива энергии и весила настолько много, что требовала таких самолетов. Но в то время спасения от «Букета» не было ни для одного радара мира.
В тех же 60-х годах был разработан такой самолет, как Ан-12ПП. Часть машин (27 штук) несла один и тот же «Букет», часть (19 штук) оснащалась комплектом «Сирень», не столь требовательным к условиям эксплуатации, как лампа «Букет».


А в 1968 году взлетел самый последний из семейства Як-28 — самолет радиоэлектронной борьбы Як-28ПП.

Это была очень интересная машина, выпущенная тиражом 84 экземпляра и прослужившая до 1993 года в России и до 1994 года в Украине. Немного не дотянув до тридцатилетнего рубежа на вооружении, Як-28ПП оставил о себе очень хорошую память, пусть и не зарекомендовавший себя «в бою»: в Афганистане у моджахедов не было радаров, нечего было давить на. Но на экспорт самолет не был поставлен.
Самое интересное, что Як-28ПП нес все комплектации, имевшиеся в наличии в ВДВ РЭБ: «Фасоль-1», «Сирень», «Букет», «Стрела».

При этом Як-28 был гораздо эффективнее в эксплуатации, чем Су-24МП, появившийся в 1983 году.

Су-24МП — последняя попытка советских конструкторов создать самолет радиоэлектронной борьбы. Было выпущено около 20 экземпляров, половина из которых была «забыта» в Украине во время раздела советского наследия.
Интересный самолет, с интересным и до сих пор засекреченным комплектом "Ландыш", где создатели взяли все лучшее от комплектов "Бобы" и "Мимоза". Увы, «Ландыш» не был доведен до кондиции, а с развалом Советского Союза на него вообще не осталось времени. Да и перекомпоновать оборудование Як-28ПП, отработавшего свой ресурс, также не удалось из-за особенностей его расположения.
И в общем, всё... Как говорится - чем ты богат…

Еще есть великий и ужасный Ил-22ПП «Порубщик», самолет, способный избирательно подавлять все, от гусей до спутников.

Он был создан на базе Ил-20, который, в свою очередь, был создан на базе Ил-18, самолета, впервые поднявшегося в воздух в 1968 году. И был выпущен последний из этих самолетов, на базе которого были созданы новые проекты в 1976 году.
Вот так мы и живем – в планер, которому почти 50 лет, запихивают самое новое и дорогое оборудование.
Как были построены первые самолеты РЭБ на базе стратегических и дальних бомбардировщиков. Аппаратура на лампах требовала полного пространства, но что в те же годы опережавшие нас в микроэлектронике американцы тоже были в этом плане вполне мастерами-бомбардировщиками. Не такой большой, но все же.
Сегодня мир уже не тот, что был 50 лет назад, многое меняется. Необходимость РЭБ в полной мере стала очевидной в ходе СВО, а важной задачей стало фактическое противодействие радиоэлектронным системам противника. Одно дело "подбить" дрон, буксирующий мину на стропе, другое дело нейтрализовать системы ПВО противника.
ВВС действительно побеждают; авиация не может играть такую ​​важную роль, как в других войнах. Ракеты, к сожалению, стали умнее, точнее и быстрее. Нужен ответ. Как альтернатива, это действительно самолет РЭБ, который будет прикрывать атакующие бомбардировщики и сбивать с толку ракеты противника. Доверьтесь волшебству Хибин. нет, эта система откровенно ослабляет боевые возможности самолета.

Почему мы не можем пойти по американскому пути и адаптировать что-то из существующего арсенала под такие задачи, как самолет РЭБ? Не такой старый, как Ил-22, но более быстрый, чтобы можно было сопровождать самолеты?
В Брянской области, в той трагедии, почему самолеты на площади оставались так непростительно долго? И ждали вертолётов РЭБ, пока те не грохотали. Мы ждали…
Ми-8/Ми-17, доверху набитые техникой, хороши в свое время и на своем месте. Но не тогда, когда речь идет о сопровождении современных самолетов.
Но сегодня у нас есть вполне нормальные самолеты, за счет и с помощью которых можно решить все проблемы! Это двухместные самолеты, так что пилот управляет самолетом, а оператор контролирует ситуацию.
МиГ-31 не подойдет. Слишком большой и слишком быстрый. И это не задача для него. Эти самолеты вообще нужно защищать, как свои глаза.
Су-34 да, но этот самолет уже нужен. Каждый «утёнок» очень нужен и отвлекать производственные площади было бы неправильно.

Решение проблемы - Су-30.

Большой, тяжелый двухместный истребитель, способный решить любую задачу. Два двигателя могут легко обеспечить электрогенераторы для средств радиоэлектронной борьбы. Два места для экипажа, сзади только оператор, чтобы не отвлекать пилота, это не Су-34, задачи совсем другие. 8 тонн на стропах - этого хватит, чтобы разместить контейнеры с техникой, и для ракет останется место. Выходим с пушкой, входим с авиацией.
И не обязательно Су-30СМ. Подойдет любая из ранее созданных моделей для Индии или Китая. А ведь такой самолет вполне может пойти вместе с Су-35 для тушения зенитных радаров или с Су-34 для того, чтобы сдуть все остальное. И он сможет сам в кого-то послать ракеты, если понадобится.
И это будет вполне современный самолет с большой скоростью и большой высотой, не похожий на пятидесятилетний Ил-18, из которых его освоили лишь трое. Су-30 с контейнерными средствами РЭБ могут быть построены уже завтра, а послезавтра они могут начать свою весьма полезную работу.
У американцев есть «Ворчун» на ближайшие 20 лет. ЕА-18 почти ничем не отличается от F/A-18. Кто мешает нам повторить пример американцев? Особенно учитывая, что наш самолет как минимум не хуже американского? И наш КРЭТ точно не хуже их Ратеона.
Наш Су-30ПП выполнен по образу и подобию ЕА-18G Growler и как минимум не будет хуже, а учитывая то, что умеют делать наши мастера из КРЭТ, то могут оказаться и лучше американских самолетов.
Есть над чем подумать и над чем поработать.

Укради здесь

АвиацияВоенная техникаВойна в УкраинеСамолетыИстребительРЭБДлинный постПолитика 11

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Ворон», «Вор» и «Ворчун» - их у нас нет.