В истории каждой компании, проектирующей и производящей самолеты, за редким исключением, есть модели, которыми стоит гордиться. Для ОКБ Микояна это однозначно МиГ-21. Самый массовый и покупаемый советский истребитель, срок службы которого в ВВС некоторых стран превысил 40 лет эксплуатации, а у некоторых и того больше – 60.
Во многих странах МиГ-21 сегодня стоит на постаментах, став свидетелем и непосредственным участником первых воздушных побед. Вьетнам, Алжир, Индия…
Здесь, в Индии, где недавно отметили 60-летие со дня покупки первой партии МиГ-21 и где самолет с благодарностью отдали истории, стоит несколько памятников советскому истребителю. И дело не только в том, что самолеты стоят на постаментах; в отличие от многих других стран, они никогда не будут удалены.
Почему? А потому, что победы обычно увековечиваются.
Индия получила столь необходимые истребители незадолго до одной из индо-пакистанских войн. В то время Пакистан благодаря «красивому» разделу индийской территории Великобританией располагался на востоке и западе Индии, и военные конфликты были довольно обычным явлением.
Да, армия древней Индии на момент раздела не представляла собой ничего интересного, но суверенные страны, получившие независимость от Великобритании, постепенно начали наращивать свой военный потенциал. Пакистан полагался на свои отношения с Соединенными Штатами, а Индия начала дружбу с Советским Союзом.
Американцы весьма успешно представили Пакистану свой «шедевр» Lockheed F-104 «Старфайтер».
До этого не менее успешно снабжали этим летающим недоразумением немецкие ВВС, и немецкие летчики дали самолету заслуженное прозвище «Вдоводел». В самих США F-104 не приветствовали. Но это далеко не первый случай в мировой истории, когда ведущие страны мира «поделили» то, что им совершенно не нужно.
F-104 был современным самолетом, очень быстрым и хорошо вооруженным. Обратной стороной была сложность управления и, как следствие, количество аварий.
Когда эти самолеты появились в составе ВВС Пакистана, индийские военные поняли, что надо чем-то ответить. И таким стал МиГ-21Ф. И как оказалось, это было уж точно не зря, ведь через два года МиГ-21 встретились с пакистанскими F-104.
Во время Второй индо-пакистанской войны в 1965 году индийская авиация сбила как минимум пару F-104. Если судить объективно, то именно так индусы объявили о закрытии 11... В отчетах можно рисовать что угодно, и современность лишний раз это доказывает.
Но настоящим триумфом МиГ-21 стала третья индо-пакистанская война. Пакистан действительно хотел если не отомстить (каждая страна считала, что выиграла вторую войну), то поставить Индию на место. И вот военное ведомство закупило не только F-104, но и французские Mirage-3. Кроме того, в качестве бонуса к F-104 американцы продали несколько самых современных радаров управления воздушным боем.
В общем, ВВС Пакистана действительно были «грозной силой» и. и всё просто закончилось позорным поражением, ведь потеряв всего лишь один МиГ-21, индийцы сбили 21 F-104. «Старфайтеры» проиграли все воздушные бои, в которых встречались с МиГ-21.
Неудивительно, что после такого поражения Пакистан подарил Иордании все свои F-104. Естественно, типа «отдай другим, Боже, то, что тебе нехорошо» или что-то в этом роде. В результате Восточному Пакистану была дарована долгая жизнь, а возникшее на его месте государство Бангладеш живет и здравствует до сих пор.
А МиГ-21 стал символом победы ВВС Индии в небе той войны. И вообще, даже неудивительно, что у индийцев сформировалось такое отношение, которое выражалось в том, что самолет служил до конца. Конечно, модернизация время от времени. В начале 2000-х годов его существенно «растрясли» с помощью израильской авионики и комплекса нового вооружения. Эта модификация называлась «Бизон» и до недавнего времени участвовала во всех индо-пакистанских конфликтах.
И конечно, последней боевой вехой стала победа над пакистанским F-16, то есть истребитель второго поколения победил истребитель четвертого поколения. Это произошло в памятной битве за Кашмир 27 февраля 2019 года.
Бой был, конечно, уникальным, главная заслуга в результатах индийского летчика Абхинандана Вартхамана, который атаковал численно превосходящего противника (24 пакистанских самолета против 8 индийских) и сбил пакистанский F-16. Правда, индийский МиГ-21 тоже был сбит противником с помощью JF-17 "Гром", это пакистанское название Чэндуского FC-1 "Сяолун" который. является дальнейшим развитием МиГ-21! А точнее, его глубочайшая модернизация, проведенная в Китае местными специалистами.
Интересная картина: МиГ-21 и его потомок разобрали, а Су-30 и F-16 наблюдали за всем со стороны. Правда, «Сокол» и так подвергся атаке, но что поделаешь, бой такая штука…
В общем, результат налицо, точнее, на местах. Что еще раз доказывает «вневременность» МиГ-21 как самолета. Конечно, есть самолеты, которые служат еще дольше, но мы не будем их сейчас сравнивать. Да, речь идет о самолетах-долгожителях, которыми являются стратегические бомбардировщики, такие как В-52 и Ту-95. Но вот в чем интерес: стратегу не нужно часто взлетать, чтобы патрулировать и перехватывать цели; эти самолеты откровенно приберегаются до того дня, когда станет целесообразно их использовать. А боец на войне нужен каждый день.
А что еще можно сказать о МиГ-21, который был таким самолетом? «На каждый день» без перерывов и выходных? Ведь есть еще десяток, пусть и не самых благополучных, стран, таких как КНДР и Ангола, где до сих пор эксплуатируются МиГ-21? Есть. И речь идет именно о советском МиГ-21, а не о его китайском аналоге. Хотя «Чэнду FC-1» тоже экспортируется, но не так массово, как это было с МиГ-21.
Так в чем же секрет долголетия?
На эту тему уже сказано много слов, но все их можно резюмировать следующим образом: МиГ-21 — чрезвычайно сбалансированный самолет.
Самолет разрабатывался практически сразу после войны, после МиГ-17 и МиГ-19, именно как истребитель с треугольным крылом, способный развивать скорость, вдвое превышающую скорость звука. Так получилось, что МиГ-21 не только оказался очень доступным, но и стал самым дешевым в производстве сверхзвуковым истребителем в мире. Кроме того, самолет оказался очень надежным и, что крайне важно для экспорта, ремонтопригодным.
Мировые авиационные эксперты считают, что по соотношению цена/эффективность равных МиГ-21 не было и, скорее всего, не будет. В общем, шедевр получился.
Более того, этот шедевр можно производить тысячами. Конструктивно самолет не был сложен, наоборот, догнать и перегнать по количеству выпущенных самолетов оказалось проще простого.
На специальном форуме прозвучало мнение: если бы Третья мировая война разразилась 50 лет назад, где-то в начале 70-х, МиГ-21 обязательно покорил бы небо над Европой, и сделать это можно было бы легко и непринужденно.
Естественно, у стран НАТО были хорошие самолеты. Тот же американский F-4, упомянутый выше французский «Мираж III», британский истребитель. Но их количество не могло сравниться с массами МиГ-21, выпускавшихся на советских заводах. «Фантом» — 5 тысяч, «Мираж» — 1,5 тысячи, «Охотник» — менее 2 тысяч. МиГ-21 – 11,5 тыс в 1970 г.
Да, авиация НАТО имела все возможности исчерпать себя до того, как промышленность этих стран компенсирует потери. Как это случилось с Германией в 1944 году.
А они, американские, британские, французские, стоят на порядок дороже советских, а то и дороже.
Были, конечно, и другие типы самолетов, но именно с «Фантомами» и «Миражами» МиГ-21 воевали по всей Азии, Африке и Ближнему Востоку почти тридцать лет. И, надо сказать, выглядели более чем достойно.
Однако здесь есть небольшой аспект. Наши "уважаемые" западные специалисты проделали гигантскую работу по принижению достоинств нашего самолета. Конечно, вьетнамские пилоты были хуже подготовлены, чем американцы, и те же арабы были хуже подготовлены, чем евреи. Но если бы МиГ-21 не был выдающимся самолетом, он не был бы принят на вооружение 65 стран мира, не производился бы по лицензии Чехословакией, Китаем и Индией. Это не F-104.
Трудно подсчитать, в скольких военных конфликтах участвовали МиГ-21, ведь летчики МиГ-21 выполняли боевые задачи без объявления войны, например, китайские летчики сбили американские разведывательные машины, северокорейские летчики потопили южнокорейский патрульный корабль без война, а что происходило в Африке, мы даже не знаем. Можно просто сказать: те, кто имел на вооружении МиГ-21, почти все использовали их по назначению.
Так почему же МиГ-21 прослужил более 60 лет и в чем секрет?
Естественно, это не секрет, вернее, вообще не секрет. Для начала еще один факт: свою первую победу МиГ-21 одержал 18 августа 1962 года, 61 год назад. Это был реактивный истребитель Sea Hawk F.101 из второй эскадрильи авиакрыла MFG.1 Бундесмарины, нарушивший воздушное пространство ГДР в районе восточногерманского города Айзенах. На высоте 11 км и скорости 850 км/ч он был перехвачен советским истребителем МиГ-21, а в ходе воздушного боя «Си Хок» был сбит огнём из пушек МиГ».
Последней победой стал матч выше 27 февраля 2019 года. Спустя 57 лет. Конечно, в Африке что-то могло произойти, но данных просто нет.
Понятно, что это были совершенно разные самолеты. Немца американского происхождения встретил истребитель 2-го поколения, без радара, вооруженный пушками и неуправляемыми снарядами. Пакистанский F-16 был оснащен истребителем третьего или даже четвертого поколения, с радаром, с вполне современными самонаводящимися ракетами (если бы они не были современными, «Фалкон» обязательно пошел бы).
Боец, который смог шагнуть в другое поколение – это, конечно, нонсенс. Но это факт.
1. Большой модернизационный потенциал, который обеспечивался очень продуманной конструкцией самолета. И здесь речь идет не просто об установке радиолокационных и прицельных комплексов, а об использовании самолета в целом. Задуманный как превосходный истребитель, МиГ-21 стал перехватчиком, фронтовым истребителем и истребителем-бомбардировщиком. Иными словами, конструкция самолета обеспечивала гибкость использования машины в боевых условиях.
2. Ремонтопригодность. Это вообще не подлежит обсуждению, самолет одновременно прост и удобен в ремонте. На эту тему просто гора мемуаров, но тот факт, что МиГ-21 служил в ВВС африканских стран, говорит исключительно о том, что 21-й прост и надежен, как автомат Калашникова, потому что он хуже операторов военной техники кроме господ африканцев не было, нет и не будет.
3. Эксплуатационные качества. Здесь МиГ-21 вообще шедевр, так как его можно использовать не только с бетонных взлетно-посадочных полос в цивилизованных странах, но и с небольших, условно качественных аэродромов, а также он легко может взлетать с грунтовых взлетно-посадочных полос. Именно это дало волну клиентов, заинтересованных в покупках из африканских стран, где сегодня с подиумами все очень печально, но то, что было 70 лет назад, представить себе сложно.
"Мы взлетели как утки с мутных полей" - это тоже про МиГ-21 в Африке во время муссонных дождей. Хотя в Азии было не лучше. Но они взлетели.
4. Управление. Здесь был порядок. Хороший обзор из кабины, автоматическое регулирование системы питания, поддержание температуры воздуха в салоне (кондиционер появился гораздо позже), удобное рабочее место с компактно расположенными приборами, если в самолете летали арабы и африканцы, да еще и делали это качественно. – это роскошный самолет с очень простым и надежным управлением.
5. Уровень аварийности. Вот пример. Любитель американской авиации на одном из наших авиафорумов указал на статистику. Говорят, у Ф-104 статистика аварийности ЛУЧШЕ, чем у МиГ-21. Меньше Звездных Истребителей сражалось, а значит, он лучше.
Сколько «Старфайтеров» было произведено? 2578 штук. Сколько МиГ-21? 11 823.
Кто летал на F-104? Пилоты из Канады, Германии, Италии, Японии, Бельгии, Дании, Греции, Норвегии, Испании, Тайваня, Иордании, Пакистана и Турции. Ну, немного похоже на США.
Кто летал на МиГ-21? Пилоты из Алжира, Гвинеи, Бангладеш, Египта, Замбии, Лаоса, Нигерии, Танзании, Сомали, Уганды, Индии и так далее.
Кстати, особенно Индия. Видимо, там такая карма, но когда говорят, что МиГ-21 в Индии считают очень опасным самолетом, хочется в ответ спросить: а какой самолет не считается аварийным? Боинг 707, принадлежащий Министерству обороны страны. Он один и практически не летает, видимо вне опасности. Все остальное в ВВС Индии попадало, падало и взрывалось, скажем так, систематически. А история любого самолета в ВВС Индии с момента образования этих ВВС - это история того, как этот самолет был множеством способов уничтожен индийскими пилотами.
Но МиГ-21 там было много, вот они и испортили статистику. То же самое касается и более экзотических стран, не обремененных хорошо подготовленным летным составом. И сравнивать этот лагерь с теми, кто летал на F-104, где Пакистан не вписывается в главную особенность, мягко говоря, несправедливо.
Так что аварийность МиГ-21 не только меньше, но если бы за штурвалом были только европейские и американские пилоты, она была бы равна нулю. Ну это, конечно, мнение, но оно обосновано тем, что европейская школа летного состава имеет более чем столетнюю историю, а вот насчет африканской школы ее существование вызывает сомнения. Этому учат во всем мире.
6. Вооружение. Понятно, что за 70 лет вооружение самолета изменилось, и изменилось очень сильно. От первого комплекта из двух 30-мм пушек НР-30 и двух блоков 57-мм НУРС до того, что было, например, у МиГ-21бис или МиГ-21-93 "Бизон»:
— двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л;
- противокорабельные ракеты Х-31А;
- управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-27Р1;
- пусковая установка ракет РВВ-АЭ с активной радиолокационной ГСН средней дальности;
- ракеты ближнего боя Р-60;
- противорадиолокационные ракеты Х-25МП и Х-31П;
- бомбы с лазерным наведением КАБ-500КР
- свободнопадающие бомбы калибром от 100 до 500 кг.
- неуправляемые авиационные ракеты С-5, С-8, С-13 и С-24.
МиГ-21бис считается самолетом третьего поколения, а вот с МиГ-21-93 в этом уже есть сомнения. Очень глубокая модернизация авионики и авионики израильскими специалистами сделала этот самолет если не четвертым поколением, то очень близким к нему. Фактически в боевом плане МиГ-21-93 способен:
- вести все виды воздушного боя на средней и ближней дистанции;
- вести высокоманевренный ближний бой с применением ракет с тепловыми ГСН и пушки;
- перехват ударных и разведывательных самолетов и вертолетов;
- осуществлять воздушную разведку с использованием радиолокационной станции, работающей в режиме картографирования местности и обнаружения радиолокационных целей;
- поражать неуправляемым вооружением и корректируемыми авиационными бомбами (КАБ) как площадные, так и малоразмерные наземные цели (морские цели);
- борьба с морскими целями и радиолокационными станциями противника с использованием ракет класса «земля-воздух.
Итак, в чем же отличие от F-16? Только последняя имеет более современные ракеты большой дальности. В остальном МиГ-21 не хуже. Новая система управления вооружением с многофункциональной РЛС «Копье», нашлемной системой целеуказания, аппаратурой отображения информации на базе современного индикатора на лобовом стекле и многофункциональным дисплеем.
В этом секрет долговечности самолета: баланс между возможностями и стоимостью реализации этих возможностей. Может ли F-35 доставить ядерное оружие из точки А в точку Б? Конечно, если точка Б находится в пределах досягаемости самолета. Сможет ли Су-34 это сделать? Определенно. Вопросы по цене доставки. МиГ-21 тоже может это сделать. Но несколько дешевле.
Это всего лишь пример возможностей и затрат. Конечно, такой старый самолет никто не будет оснащать специальным боекомплектом, хотя с точки зрения военной хитрости это вполне вариант. Как будто эта модернизированная версия способна легко сбить истребитель четвертого поколения – ну это просто потрясающе.
Конечно, на самом деле никаких секретов долголетия быть не может. Просто это были самолеты, срок службы которых был очень мал (те же Ф-111, Ф-117, наш Як-23), и которые не оставили такого заметного следа в истории, как МиГ-21 и Ф-4. Кстати, извечный соперник нашего истребителя во многих войнах тоже до сих пор находится на вооружении ряда стран. И есть место на карте мира, где и МиГ-21, и F-4 бок о бок служат в армии страны. А Фантом - это вообще особый вызов, даже если самолет из одной когорты, с тех пор, как их делали годами.
Конечно, кто-то может всерьез поддержать мнение политика о том, что в СССР кроме галош и синих кур больше ничего не производилось, но вы сами понимаете, что это не так. Они умели конструировать и изготавливать не только галоши. И МиГ-21 - одно из подтверждений противоположного тезиса.
«Балалайка» была весьма специфичным и оригинальным самолетом, но в то же время очень надежным оружием. Это признали даже индийцы, уничтожившие за 60 лет более 200 таких самолетов. По МиГ-21 в той или иной степени есть специалисты. И то, как Индия вошла в историю МиГов, лишь подтверждает нашу благодарность и высокую признательность.
Да, в мире не так уж много самолетов, срок службы которых превысил полвека. А истребителей на самом деле три, и все из одной эпохи: Мираж III, F-4 «Фантом» и МиГ-21.
И, наконец, необходимо процитировать отрывок из интервью с подполковником в отставке Суреном Тьяги из ВВС Индии.
Сурен Тьяги, позывной «Вандал», за свою 34-летнюю службу повидал множество типов самолетов. В послужном списке вандала - De Havilland DH.100 «Вампир», Hawker «Хантер», SEPECAT «Ягуар», «Мираж 2000», Су-24, МиГ-29 и МиГ-21. Последнее вполне закономерно, поскольку на протяжении многих лет он был основным самолетом ВВС Индии.
Налет Тяги на МиГ-21 составил 4900 часов против более 6000 часов на самолетах других типов.
МиГ-21 мы получили в 1963 году. Первоначально первая партия МиГ-21 для ВВС Индии создавалась как высотный перехватчик. По сравнению с другими самолетами, на которых я летал раньше, он имел очень хорошее ускорение.
Сначала нам запретили на нем что-либо делать, кроме как сесть в него, дать полную мощность и броситься прямо вверх. Поднимитесь по нему 22 км со скоростью 2,1-2,2 Маха. В тот момент я был рад сделать это на МиГ-21, это было волшебно.
Я был тогда молод, и когда услышал, что советский летчик на МиГ-21 в 1960 году установил рекорд, поднявшись на 34 км, я сказал себе – давай попробуем. Самолеты у нас, конечно, были разные, но я постарался и перешагнул отметку в 24 км.
Однако на этой высоте я столкнулся с остановкой двигателя на скорости 2,4 Маха без торможения. Сопротивления не было вообще. Я отпустил ручку, хотел опустить нос, но не смог.
На высоте около 27 км нос самолета начал постепенно опускаться. Я надеялся, что со временем мне все же удастся снова запустить двигатель.
Достигнув высоты 10 км по свободной глиссаде, только там я завел двигатель. К счастью, на тот момент у нас не было системы регистрации профилей полетов и об этом моем безумном поступке никто не узнал.
В 1967 году конфигурация МиГ-21 для ВВС Индии была немного модифицирована и он уже был способен действовать на земле. Он не имел встроенной пушки, но мог нести дополнительный подфюзеляжный топливный бак или подвесной двигатель с двумя пушками.
Позже встроенная 23-мм двуствольная пушка наконец появилась на МиГ-21МФ и МиГ-21МС, которые позже начали строиться в Индии по лицензии. И хочу отметить, что эта машина была универсальной, устойчивой, очень маневренной и хорошей как для воздушного боя, так и для работы на земле.
МиГ-21 имел рекордный боевой радиус. Он мог пролететь еще 280 км после того, как преодолел разрешенный запас топлива. Это был лучший самолет, особенно когда была необходимость нарушить инструкции.
Мы часто участвовали в воздушных боях на тех типах самолетов, которые были в нашем распоряжении.
Разумно знать, на что способны самолеты, как свои, так и противника. МиГ-21 выиграл 6 из 8 воздушных боев против «Ягуаров» и «Миражей». Вы можете себе это представить? Мое личное мнение, что в ситуациях, когда руководит пилот, где ему не помогают различные системы, его боевая эффективность ограничена его возможностями и возможностями самолета. Но в целом он (МиГ-21 - прим.) свое дело сделал, и даже очень хорошо.
Его главным преимуществом было дельтовидное крыло размахом 7,15 метра в сочетании с небольшой радиолокационной заметностью, что напрямую влияло на его низкую заметность для радаров противника. Его заметили, когда было уже очень поздно.
Сегодня этот самолет по-прежнему находится на боевой службе и по-прежнему пользуется большим спросом. Конечно, у него уже есть несколько систем, авионики и дисплеев. Могу с большой уверенностью сказать, что F-16, созданный в 70-х годах, был спроектирован как ответ на МиГ-21БИС.
Летные характеристики МиГ-21бис, которые он имел на аварийном форсажном режиме, превосходили американские. На высоте 12 км он совершил разворот на 360 градусов за 12,5 секунды, тогда как F-16 разворачивается чуть более чем за 14.
Конечно, постоянно такой разворот поддерживать нельзя, но при правильном уровне подготовки МиГ-21бис против F-16 способен повернуть ситуацию в свою пользу.
Сегодня у него есть все, включая нашлемную систему прицеливания и проекционный дисплей, чтобы дать всем хороший бой. РЛС с РЛС «Бизон», разработанная специально под наши требования, может сопровождать до 8 целей одновременно.
Однако из-за ограниченного количества ракет «воздух-воздух» МиГ-21 не может бороться более чем с двумя современными противниками одновременно.
На учениях, которые мы проводили с американскими, французскими и британскими летчиками во время учений в Индии, они оценили потенциал МиГ-21. В основном МиГи были круче из-за того, что "вражеские" летчики слишком поздно заметили наши самолеты. Также стоит учитывать общую невысокую стоимость этой машины.
МиГ-21 с новой РЛС, нашлемной системой целеуказания и системой автопилота с улучшенной стабилизацией, предотвращающей перелет при стрельбе ракет, остается отличным самолетом второго эшелона.
Это мое мнение о самолете. Это выводы. Впрочем, у каждого может быть свое мнение на этот счет, но 60 лет военной службы – это показатель, который могут повторить очень немногие самолеты в мире.
Взял здесь
Военная техника АвиацияВоенная история ИстребительМиг-21Миг-21Ф-13Длинный шест 20Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Где искать причины долголетия?.