
После посадки самолета пассажиры часто слышат мощный гул двигателей. Это не случайность — пилот активирует специальный режим, называемый реверсом тяги, который является ключевой частью системы торможения.
Реверс тяги — это авиационный механизм, позволяющий перенаправить реактивную струю двигателя вперед, создавая силу, противоположную движению самолета. Представьте, что вы направляете струю воздуха из фена на свою ладонь и чувствуете обратный поток — аналогичный принцип, но в гораздо большем масштабе, лежит в основе работы реверса.

Для этого используются специальные подвижные элементы — створки или реверсивные устройства. Они блокируют обычный путь выхлопных газов и перенаправляют их под углом вперед, создавая мощную аэродинамическую силу, которая помогает замедлить воздушное судно.

Основные функции и применение реверса
Торможение после посадки
Главная задача реверса — сокращение пробега самолета по взлетно-посадочной полосе (ВПП) после касания. Пилот включает его сразу после приземления, так как эффективность максимальна на высоких скоростях. Это позволяет быстрее погасить инерцию и снизить нагрузку на основные тормозные системы и шины.

Важное правило безопасности: активировать реверс в полете категорически запрещено. Исторически были эксперименты (например, на некоторых советских самолетах), но сегодня это табу. Причина — риск отказа механизма. Если створки реверса заклинит в рабочем положении, а пилоту потребуется уйти на второй круг, двигатель вместо необходимой для взлета тяги будет создавать обратную, что неминуемо приведет к катастрофе. Еще опаснее ситуация асимметрии, когда реверс срабатывает только на одном двигателе, создавая чудовищный разворачивающий момент.
Поэтому реверс включается строго после подтверждения контакта с ВПП. Его обычно отключают при снижении скорости до 30-50 км/ч, так как на малых скоростях его эффективность падает, а риск засосать в двигатели мусор, снег или воду с полосы — возрастает.
Обратите внимание: Тоскана? О-де-Франс? А может лучше РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ?.


Прерванный взлет
Вторая критически важная функция — помощь в остановке самолета в случае экстренного прекращения взлета. Если пилот принимает решение прервать разбег, немедленное включение реверса наряду с выпуском спойлеров и использованием тормозов значительно сокращает необходимое для остановки расстояние.

Экстренные ситуации на земле
Реверс может стать «последним аргументом» для экстренного торможения на рулежных дорожках или перроне, если штатных тормозов недостаточно. Автор-пилот делится случаем из практики: в условиях сильной метели в аэропорту Домодедово его Airbus A320 начал неуправляемое скольжение по обледеневшему спуску в сторону другого самолета. Стандартное торможение не сработало, и только полное включение реверса позволило избежать столкновения.
Может ли самолет двигаться задним ходом?
Технически реверс позволяет самолету двигаться хвостом вперед, и некоторые модели (например, советский Ил-62) даже были для этого приспособлены. Однако в современной коммерческой авиации это действие практически повсеместно запрещено внутренними правилами авиакомпаний. Причина — высокий риск попадания в двигатели с поверхности FOD (посторонних предметов): щебня, мусора, инструментов, которые могут нанести серьезные повреждения.
Автор приводит забавный случай, когда во время проверки в Китае местный руководитель полетов потребовал от него «сдать назад» на Airbus, чтобы не пересекать линию. Пилот, понимая все риски, отказался выполнять эту команду, аргументируя это тем, что лайнер — не автомобиль с парктроником.
Спасибо за внимание, друзья! С вами был пилот Миша, лидер рок-группы САХАЛИН. Если вам нравятся мои статьи и вы хотите, чтобы они появлялись чаще, вы можете поддержать мой канал пожертвованиями. Подписывайтесь, впереди много интересного!
[мин] Гражданская Авиация ПилотСамолетПолетРеверсНаука и технологииМеханика двигателяАэропортДлинный пост 76Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Может ли пилот «сдать назад» или зачем на самолёте реверс.