
История советского авиастроения знает примеры удивительных трансформаций, когда удачные военные разработки давали жизнь гражданским машинам. Одним из самых ярких таких проектов стал пассажирский самолет Ту-114 «Россия». Его создание было продиктовано острой необходимостью: в эпоху Хрущева СССР потребовался собственный межконтинентальный авиалайнер, способный без посадки преодолевать огромные расстояния с сотней и более пассажиров на борту. Существовавшие тогда Ту-104 и Ил-18 не могли удовлетворить этим требованиям по дальности, что и стало толчком для начала новой разработки.
От бомбардировщика к лайнеру: Быстрая реализация проекта
Работы над новым самолетом стартовали в ОКБ Туполева в 1955 году. Конструкторы пошли по пути наименьшего риска и максимальной скорости, выбрав в качестве основы проверенный дальний турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95. Это решение, давшее проекту внутренний индекс «изделие 114», позволило использовать уже отработанную платформу, что гарантировало высокую надежность и значительно ускорило процесс. Благодаря такому подходу, от начала проектирования до постройки опытного образца прошло всего около двух лет. Новый лайнер получил гордое имя Ту-114 «Россия».



Технические особенности и рекорды Ту-114
Самолет был выполнен по схеме низкоплана со стреловидным крылом. Его сердцем стали четыре мощных турбовинтовых двигателя НК-12МВ — уникальные силовые установки, оснащенные двумя соосными четырехлопастными винтами АВ-60 диаметром 5,6 метра каждый. Эта комбинация позволяла лайнеру развивать крейсерскую скорость до 750 км/ч, что для турбовинтового самолета было выдающимся показателем. Дальность полета достигала впечатляющих 9 700 километров на высоте 12 000 метров. Экипаж состоял из пяти человек: двух пилотов, штурмана, бортинженера и радиста. В зависимости от компоновки салона (туристической или первого класса) и длины маршрута, Ту-114 мог брать на борт от 120 до 170 пассажиров, предлагая им достаточно комфортные условия для длительных перелетов.
Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.



Ту-114 находился в эксплуатации с 1961 по 1977 год, обслуживая как внутренние, так и престижные международные рейсы, включая маршруты в Хабаровск, Гавану и Вашингтон. Он стал символом советской авиационной мощи и одним из самых больших и скоростных пассажирских турбовинтовых самолетов в мире. Всего было построено 33 экземпляра этого легендарного лайнера.
Если вам понравилась статья, поставьте лайк. Будем рады вашей подписке на нашу страницу в Пикабу и сообщество в ВК, а также сообществу в Пикабу «Все о космосе».
[моё]Изобретения АвиацияСамолеты в СССРСССРТупольОборудованиеДвигателестроениеДлинный пост 11Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Пассажирский самолет из бомбардировщика? «Да легко!».