Из всех историй о войне можно сказать следующее: Красивые не верны, а верные не красивы
Возможно, несколько скучный пост о том, как началась та война, но смею сказать, что после его прочтения большая часть вопросов об отступлении, проигрыше первых боев, о том, почему и почему мы отступили, будет снята и все станет ясно.
Нравится читать.
О войне можно говорить по-разному. Используя язык цифр, названий полков, дивизий, можно блистать знанием численности войск, самолетов, патронов и партизан
А можно рассказать человеческим языком, который придуман не для профессиональных военных и историков, романов в принципе не читающих. Я говорю о языке букв.
В первом случае рассказ будет понятен самому военному историку, который, как он утверждает, будет увлеченно загружать датами, точной численностью войск и их потерями, и такой язык будет понятен тому же историку, который понимает и знает все это и без него.
Но обычного человека, такого как мы с вами, такая история вгонит в скуку и грусть.
Попробую рассказать о начале войны не как историк, а как человек, которому в руки попали обычные дневники и письма, иногда от простых солдат, детей, подростков, военнопленных, мэров, летчиков, танкистов экипажей, причем порой необычных. Очень необычно.
Насколько все это будет интересно – решать вам.
Но забегая вперед, хочу сказать, что вам все будет совершенно ясно. И это уже результат!
Итак.
Прежде чем мы приступим к самому сложному предмету в современной истории - началу и ходу военных действий, в которых наши двадцатилетние "деды" участвовали в боевых действиях был задействован 22 июня 1941 года, представьте себе карту, где каждый кружок - это дивизия.
Дивизия – в зависимости от рода войск – от пяти до восемнадцати тысяч человек. В среднем - 10 000 бойцов
И здесь мы видим численность наших войск и численность немецких войск на ключевую дату – за несколько часов до начала войны.
Немецких кругов было в несколько раз больше и все они находились прямо на границе или в непосредственной близости от нашей границы.
Наши разбросаны далеко от границы и их в разы меньше.
Я считаю, что не нужно быть историком, чтобы понять, что война была неизбежна.
Более подробная карта
Представьте на минутку, что у ваших дверей стоит иностранная армия — около трехсот человек. Все вооружены до зубов. Недавно они уже отобрали такую же территорию, как и ваша. Интересно, насколько спокойно вы будете чувствовать себя в этом случае, даже если подпишете с их начальником бумажку о том, что вы «друзья». Но эти «друзья», подписав эту самую бумажку, будут по ночам стучать в ваши двери, пытаться пролезть в окно и увеличить группу раз в десять-двадцать за неделю? Почему-то кажется, что ты не хочешь спокойно спать в своем доме. И ты как-то начинаешь готовиться к тому, что рано или поздно эти солдаты выломают твою дверь...
После многочисленных подтверждений того, что война неизбежна и начнется 22 июня, штаб наконец создал документ, который привел наши войска в полную боевую готовность. Проблема в том, что он не до всех дозвонился в ту ночь, перед вторжением.
Но хочу отметить, что ничего принципиального это не изменит, потому что представьте эту карту еще раз и вы поймете, о чем я пишу.
Двигаться дальше. Фашисты разработали определенный план вторжения, имевший свои сильные и слабые стороны, но он, конечно, разрабатывался с учетом проблем нашей армии, преодолевать которые мы научились только в конце 1942 года.
Именно столько времени (полтора года) не хватило нам, чтобы подготовиться к сюрпризам, которые немецкие солдаты готовили перед нашими дверями и подчинялись приказам Гитлера.
В связи с тем, что первое письмо и дневник, о которых пойдет речь ниже, принадлежат танкисту, рассказ пойдет о крупнейшем сражении с техникой за всю историю Великой Отечественной войны, а не о Курской дуге. До этого еще целых два года и корона – это сражение произошло под Дубно (Западная Украина).
Мы там проиграли - поэтому вы об этом и не слышали (нашей пропаганде нечем похвастаться).
Мы проиграли с большими потерями, как в технике (танки, САУ, самолеты), так и в экипаже, почти весь из которого попал в плен. Я просто приведу цифры для сравнения.
В этом сражении, начавшемся сразу после начала войны фашистами, с обеих сторон приняли участие 4500 танков и САУ!
Чуть севернее, под Расейняем, произошло меньшее, но тоже танковое сражение, где советский танк на два дня остановил танковую дивизию, о чем я уже писал здесь: А воин на том поле, если он скроен по-русски
Визуальное отличие танка от САУ заключается в том, что у танка есть вращающаяся башня с орудием, а у САУ нет
Также участвовало всего 800 нацистских машин.
Барбаросса. Мое личное мнение, что для подобных операций вся хваленая немецкая техника и промышленность требовали колоссального количества нефти, которой на тот момент располагали только США и в меньшей степени СССР. Аравийские месторождения еще не были открыты, немного добывалось в Восточной Европе, но недостаточно.
Стало ясно, что в скором времени танки перестанут ходить, самолеты перестанут летать, заводы перестанут работать, а англичане и американцы вытеснят немцев из завоеванных стран Европы, поэтому Германия решила, что это надо захватить советские поля, и тогда мы узнаем. Поэтому основным направлением был Кавказ (нефть), а попутно по возможности Москва
Их проблемы - им нужна была асфальтированная дорога, потому что цель - прорыв по трем основным направлениям (о чудеса - в каждом направлении на нашей территории была только одна хорошая дорога!) "Север", "Центр", "Юг" ; Это было молниеносное наступление с захватом крупных городов, мостов, железнодорожных узлов, и лишь второстепенной задачей было окружение наших войск.
Наши войска, когда началась война, считали, что главная цель — окружение, и поэтому вели себя соответственно — жгли драгоценное топливо, постоянно меняли позиции. У гитлеровцев на всей подвижной технике была установлена радиосвязь, и они использовали ее как в боевом режиме, так и при движении.
На наших танках только на каждом четвертом, который был командирским, это в лучшем случае, в обычном случае, одна радиостанция на батальон.
В документах немцев тех лет был даже запрет на передвижение пехоты по асфальту - только вблизи и на обочине, чтобы не мешать технике, вторгающейся на нашу территорию!
Поэтому в вихревом режиме боя наши танкисты воевали с открытыми люками, и получили от гитлеровцев прозвище - Мышь (мышь), потому что те, у кого были открыты люки, были похожи на них, на мышей. Дубно — населенный пункт, со всех сторон окруженный болотами, где проходила одна из главных дорог, по которой происходило стратегическое наступление немцев. Следовательно, у гитлеровцев, технике которых требовался асфальт, была цель – захватить этот ключевой город, через который проходила одна из трех очень важных для них магистралей. Наши командиры после начала вторжения (войны) тоже подумали об этом и направили в Дубно стрелковую дивизию. Сразу проясню: нас отправили пешком. А дивизия находилась во многих часах езды от Дубно. У нас не было техники для перевозки пехотинцев повсюду.
Результат очевиден – мы не успели.
Они пытались штурмовать город, который уже был занят немцами...
А остальная масса танков не имела единого управления после вступления в бой, тем более, что радиоперехват у немцев работал очень хорошо, и они уже были готовы ко многим «сюрпризам». Помимо отсутствия связи между подразделениями в бою (связь пакетами была, но они усугубляли ситуацию - информация запоздала. К моменту прибытия связного ситуация на поле боя уже давно была иной).
Танковый взвод – три танка. Танковая рота – три взвода (9 танков) плюс отдельный танк командира роты. Всего 10 танков. Батальон – 30 танков (три роты) плюс танк командира батальона и танк начальника штаба. Полк – около сотни танков. Дивизия - около трехсот, плюс у нее есть и другая техника
Дальше самое главное. Любой командир мог отдать приказ об отступлении, поэтому часто отступление происходило без приказа командующего армией или фронтом, что заставляло тебя, держа десятикилометровую линию фронта, думать, что твои соседи воюют так же, вдруг увидеть фашистов за своей спиной. И получается, что ваш сосед отступил и оголил свой фланг, куда вошли немцы. Результат - окружение и, как следствие, "котёл"; где иногда целые армии варились, были убиты и взяты в плен. И только летом 1942 года вышел Приказ № 227, который карал за отступление любой армейской части без приказа, чуть ли не от командующего армией.
Немецкие солдаты осматривают подбитый под Дубно КВ-2 группы Попеля. Надпись на башне: «2/Полк. Генерал Геринг. 29.6.41quot; - указывает на то, что этот танк был подбит зенитчиками полка генерала Геринга
Это фотография поврежденных немецких зенитных орудий в том же бою
«О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной Армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций»; или в просторечии «Ни шагу назад!» - Приказом Народного комиссара обороны СССР И.В. № 227. Сталина от 28 июля 1942 года. Оно было направлено на повышение воинской дисциплины в Красной Армии, запрещало отвод войск без приказа, вводило формирование карательных отрядов из числа виновных в нарушениях дисциплины по причине трусости или неустойчивости, а также задержание подразделения в самих армиях
Были, конечно, небольшие победы, но это были скорее исключение, чем правило. Во Львове удалось создать танковое движение.
Все улицы там были созданы средневековыми архитекторами для того, чтобы наступающий противник (не знающий особенностей города) не смог добраться до центра.
И наши танкисты в неимоверном количестве решили сократить путь к фронту.
Они, конечно, не враги, но особенностей города не знали.
Танкеры пошли не по полям вокруг города, а пошли через город – прямо.
В результате город застрял в танкерном движении. К тому времени, как мы это поняли, фашисты продвинулись вглубь страны на сотни километров, не встретив сопротивления.
Дальше. Авария. В некоторых случаях во время марша выходила из строя несовершенная техника. Процент пугает.
В общем, половина не дошла до поля боя и осталась в полях и лесах, служа фрицам "натюрмортом"; за фотографии, которые они отправили домой.
Позже преимущества открытых люков изменились. Оказалось, что при попадании снаряда в башню нашего танка люк зачастую уже нельзя было открыть изнутри; поэтому в случае задымления или возгорания внутри танка, а это происходило постоянно, экипаж был бы обречен и погиб. Соответственно, люки не закрывались наглухо, а привязывались к временным креплениям (тросам), что позволяло экипажу в случае необходимости быстро покинуть танк
Немецкие солдаты осматривают трофейный советский танк Т-34-76 на улице Дубно
Прибывшая техника вступила в бой. Командиры в целом вели правильно, но. танки без пехоты, без поддержки с воздуха, без артиллерии неэффективны.
Пехота без грузовиков безнадежно отставала.
Самолеты летали, но без радиосвязи сообщать о передвижении войск толком было некому.
А потом у всех кончилось топливо.
А возможности подвезти горючее в окружение не было. Захваченное топливо оказалось непригодным. У нас был дизель – у них бензин.
Это все. 29 июня 1941 года бои закончились.
Подбитый советский танк Т-26 и мертвый красноармеец на улице Дубно
Начался второй этап – героический выход из-за периметра.
Не всем повезло. Большинство из них было взято в плен.
Количество техники уменьшено на 90%!
Это был маршрут.
Так началась война для нашей страны...
Группа Попеля (Николай Кириллович Попель – заместитель командира мехкорпуса) столкнулась с соединениями 16-й танковой дивизии. Для немцев эта встреча также стала неожиданностью, они не думали встретиться с русскими в этом районе. В двухчасовом бою все немецкие атаки были отбиты, а 15 прорвавшихся к советским войскам танков были захвачены (из них 13 в исправном состоянии). Захват этих танков натолкнул Попеля и Васильева на мысль об организации диверсий в тылу противника.
Операцию назвали «чудом».
Ее возглавили старший политрук Иван Кириллович Гуров (заместитель начальника по политической части командира 67-го танкового полка) и старший батальонный комиссар Ефим Иванович Новиков (заместитель начальника отдела политической пропаганды 34-й тд). Захваченные (немецкие) Т-3 и Т-4 один за другим проникли на позиции противника. Им приходилось по одному входить через определенные промежутки в растянувшуюся на дороге немецкую колонну и ждать сигнала. По сигналу красной ракеты, данному Гуровым в 24:00, советские танкисты должны были расстрелять идущие впереди немецкие машины и прийти в замешательство. «Чудо»; имел успех. Ночью раздались выстрелы и бушевал пожар.
Через полтора часа вернулся первый танк-диверсант, а на рассвете прибыли еще 11 танков. Был потерян только один танк, но экипаж также благополучно выбрался из позиций противника и пешком дошел до своих. Результат был вполне ожидаемым – 16-я немецкая танковая дивизия утром не смогла перейти в наступление
--------------------
Отрывок из документального военно-исторического романа «Лебединый полет» в двух томах.
Том 1 - «Вторая война»
Том 2 - «Пропавшие мертвецы"
Я пишу всем, кто хочет получить его абсолютно бесплатно.
Напишите мне в личное сообщение с позывным "Pikabu Power" (Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.), дайте нам свой адрес электронной почты и я вам все вышлю (профессионально сделанные электронные книги в трех самых популярных форматах).
Есть печатная версия в твердом переплете.
Предыдущие публикации:
Румынские зверства в Крыму. Детей сжигали заживо..
Танкист
Висло-Одерская операция, или лучше всех смеётся тот, кто смеётся последним
Из заявлений Гитлера об оккупационной политике на Востоке
1,5-минутный фрагмент кинохроники о зверствах немецко-фашистских захватчиков. Крымская АССР. Дата съемки: 31 декабря 1941 г
28 панфиловцев
Некоторые из них нелюди, а некоторые — новые граждане
Товарищ главный старшина
И на том поле воин только один, если он скроен по-русски
[моё]НацизмВеликая Отечественная война 2 Мировая Война ДубноТ-34Кв-2Кв-1Кв-1сПовторить длинный пост 4Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Истории про войну: Красивые не верны, а верные не красивы....