В июле 1991 года «Нигерийские авиалинии» арендовали самолет DC-8 у канадской авиакомпании Nationair. Самолет должен был лететь из Джидды (Саудовская Аравия) в различные страны Африки и перевозить мусульманских паломников, возвращающихся домой после хаджа в Мекку. Компания Nationair предоставила самолеты, экипаж и техническое обслуживание, а компания «Niager Airways» взяла на себя ответственность за полеты, расходы и ремонт. С 4 июля DC-8 начал выполнять чартерные рейсы в Гану, Гвинею и Нигерию.
11 июля самолет должен совершить утренний рейс в Сокото (Нигерия). Имеет опытный экипаж из двух пилотов, бортинженера и 11 бортпроводников. В 05:00 утра экипаж прибыл в терминал аэропорта Джидды и начал подготовку к полету. Через 3 часа, когда пилоты уже находились в кабине и завершили предполетные процедуры, к посадке приступили пассажиры. Сегодня их 247. По правилам, при общении с диспетчером канадские пилоты должны называть себя «нигерийскими 2120», поскольку они летят от имени авиакомпании из Нигерии.
В 08:30 утра пилоты вывели самолет на взлетно-посадочную полосу и остановились. Капитан передал управление второму пилоту:
КВС: «Старт разрешен, вы все контролируете. Прозрачный?“.
2П: - «Я контролирую. Прозрачный“.
КВС: «Мы взлетаем!“.
Командир вывернул органы управления двигателем на максимум, и самолет покатился по взлетно-посадочной полосе и набрал скорость. Все прошло отлично, но через 15 секунд, когда скорость составила 93 км/ч, с левой стороны послышался громкий хлопок.
КВС: «Что это?“.
2П: «Командир, похоже, у нас лопнуло колесо на шасси!“.
КВС: – «Проверьте, включены ли тормоза?“.
2П: - «Нет, мы не тормозим”.
Скорость продолжала увеличиваться, но пилоты не могли понять, что происходит с самолетом. Кроме того, приборы в кабине не показали никаких неисправностей, поэтому командир не прервал взлет. Между тем скорость уже превышала 170 км/ч, когда экипаж вдруг услышал стук и самолет начал вибрировать.
КВС: – «Скорость принятия решения!”.
До конца взлетно-посадочной полосы осталось не так уж и много, и вам предстоит решить: взлетать или замедляться? Чтобы как-то помочь пилотам, бортинженер кричит: «Это шимми. Как будто едешь на одной из этих штук». (Эффект шимми — возникновение быстрых вибраций, обычно в рулевых колесах машины). Командир отдает приказ: «Подниматься!» и лайнер отрывается от земли.В этот момент люди на земле увидели под самолетом пламя, которое исчезло внутри после уборки шасси.Диспетчер не сообщил об этом экипажу, и пожара он не увидел , поскольку вышка находилась далеко от взлетно-посадочной полосы.Не зная, что огонь уже внутри самолета, экипаж продолжал подниматься все выше и выше над землей.
Та же линия
Трудности продолжились сразу после схода с взлетно-посадочной полосы. Сначала бортинженер сообщил, что выскочили четыре индикатора низкого давления. Затем появилось предупреждение о разгерметизации гильзы. Индикаторы в кабине указывали на множество неисправностей в работе различных систем, выход из строя интерцепторов, пневмотормозов и падение давления в гидросистеме. Полет сопровождался тряской, а в кабине звучали различные сигналы тревоги, которые мешали пилотам собраться с мыслями и оценить ситуацию, развивавшуюся очень быстро. Капитан решает прекратить восхождение и сообщает об этом диспетчеру, но при отправке сообщения совершает фатальную ошибку.
КВС: «Это Nationair 2120, нам нужно выровняться на высоте 600 метров, если это возможно. У нас проблемы с герметизацией”.
Когда он позвонил диспетчеру, капитан допустил ошибку и случайно назвал позывной Nationair 2120 вместо нигерийского 2120. Из-за этого диспетчер неправильно опознал этот рейс на своем радаре и принял его за другой рейс Saudi Arabian Airlines, самолет которого приземлился в Джидде аэропорт как обычно.
Передатчик: «Спускайтесь на высоту 900 метров, курс 130”.
КВС: - «Понял». Курс 130 и.. хочешь, мы поднимемся на высоту 900 метров?”.
Клерк: - «Курс 120”.
КВС: «Ладно, курс 160 и у нас проблемы с гидравликой. Мы должны вернуться в аэропорт Джидды как можно скорее”.
Отправитель: «Нигериец 2120, можете ли вы подтвердить, что покидаете этот район?”.
КВС: «Да, сэр.. у нас проблемы... Мы занимаем 900 метров и меняем курс”.
Диспетчер уверен, что он отдавал приказы экипажу Saudi Arabian Airlines, тогда как экипаж нигерийского самолета фактически продолжал выполнять его команды, не замечая, что они были отданы без указания позывных. К этому времени в салоне уже почувствовался запах гари, и в салон начал просачиваться дым. Стюардесса сразу же вошла в кабину и сообщила, что в салоне задымление. В это время экипаж только что поднялся на 900 метров, и командир попросил стюардессу предупредить пассажиров, что они возвращаются в Джидду. Через несколько секунд второй пилот крикнул:
2П: - «У меня нет репы!”.
ПОС: «Так подождите, это…”.
Вскоре пожар под кабиной уничтожил электропроводку, и бортовые самописцы перестали вести запись. Авиалайнер находился на высоте 670 метров, когда огонь охватил фюзеляж и пол салона. Из самолета начали выпадать первые тела пассажиров. Только сейчас оператор понял, что это был за рейс, объявил аварийную ситуацию и попытался связаться с экипажем:
Телеведущий: «Нигериец 2120, вам разрешен прямой заход на любую взлетно-посадочную полосу”.
Охваченный пламенем самолет устремился к пути эвакуации, но огня было настолько много, что некоторые пассажиры попытались открыть двери аварийного выхода в воздухе. Несмотря на многочисленные травмы и отказы систем, экипаж чудом все же смог управлять лайнером. Капитан в третий и последний раз попытался связаться с диспетчером:
ИЗОБРАЖЕНИЕ: - "Нигерийский 2120, Mayday, Mayday, Mayday! Самолет полностью в огне! Приземляемся на базе…”.
Ситуация была более чем критическая. Разрушения были как внешними, так и внутренними. Многочисленные ошибки и отсутствие должного контроля не дали экипажу шанса на спасение. Капитан понимал, что они разобьются, и поэтому, чтобы хоть как-то смягчить удар, опустил шасси. Скорость резко упала, и горящий самолет внезапно пошел вниз. Под углом 70° DC-8 врезался в землю и взорвался. Самолет не долетел до взлетно-посадочной полосы менее трех километров.
Из-за жары в 31°C и сильного пожара на месте катастрофы опознание погибших было значительно затруднено. Из 14 членов экипажа опознаны были только 9. Отдельные обгоревшие тела пассажиров были обнаружены в 16 километрах от аэропорта. Это подтвердило, что самолет начал разрушаться еще в воздухе, и люди просто выпадали из самолета. В результате катастрофы погибли все 247 пассажиров и 14 членов экипажа, находившиеся на борту самолета.
На месте аварии
Эта ужасающая авария привела к серьезному расследованию крушения DC-8 и авиакомпании Nationair. Выяснилось, что канадская авиакомпания халатно относилась к обслуживанию самолетов и подготовке экипажей. В итоговом отчете отмечалось:
1. Технический персонал не имел должной квалификации, но был допущен к работам по подготовке самолетов к полетам. В частности, разрешение на полет непригодного DC-8 подписал инженер, который даже не участвовал в подготовке самолета к полету.
2. Установлено, что давление в шинах №2 и №4 ниже минимально необходимого для полетов уровня. Об этом знал обслуживающий персонал, но рабочие не имели должных знаний в тонкостях работы шин низкого давления и не были осведомлены об опасных последствиях. Экипаж DC-8 не был проинформирован об этой неисправности. В результате самолет улетел в непригодном для использования состоянии.
3. При разгоне самолета по взлетно-посадочной полосе нагрузка от недокачанной шины №2 передавалась на шину №1, расположенную на той же оси, в результате чего она практически полностью лопнула в начале взлета. Через несколько секунд лопнула и шина № 2. Трение разрушенных колес и элементов тормозной системы о поверхность взлетно-посадочной полосы привело к возгоранию, при этом воспламенились остатки резинового кожуха шины.
4. Из-за отсутствия соответствующих систем оповещения пилоты не подозревали о лопнувших шинах и продолжили взлет по взлетно-посадочной полосе. После уборки шасси воспламенившиеся резиновые обломки оказались в непосредственной близости от гидравлической, электрической и топливной систем. Пожар в рубке усилился и начал распространяться. Пол кабины был разрушен, а системы управления разобраны. В результате целостность планера была нарушена и он начал разрушаться в воздухе.
Все эти многочисленные нарушения привели к тому, что с 1993 года такой авиакомпании, как Nationair, больше не существовало. На сегодняшний день это вторая по величине авиакатастрофа в истории Саудовской Аравии (по количеству погибших). Это также крупнейшая авиакатастрофа в истории: самолет Douglas DC-8, Nationair и ignore Airways, а также канадская авиация.
Пожалуйста, проголосуйте и подпишитесь. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday/
[my]АвиацияСамолетПолетАэропортГражданская авиацияКатастрофаАвиакатастрофаПожарДлинный пост 31 Поддержка ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Недокачанная шина и самолёт в огне.