В трубке прозвучал озабоченный, но мало что решающий ответ из штаба:
- Держись, сержант! Сейчас всем тяжело! Немец рвётся вдоль Варшавского шоссе и атакует по всей линии обороны! Не только тебе достается!
Евгений Читинский
Начало первой книги "Лейтенант Старновский" здесь:
Начало книги "Линия Сталина" лейтенанта Старновского здесь.
Фото автора.
Глава вторая. Грамотная атака немецких танков.
25 июня 1941 года, вторая половина дня
- Воздух! – раздался звонкий крик наблюдателя, и все бойцы поспешно нырнули в укрытия. Девятка немецких бомбардировщиков Ju-87 «Юнкерс» медленно заходила на позиции сводного батальона, в котором после предыдущих боев оставалось менее сотни человек.
Засвистели бомбы, земля содрогнулась, началась адская карусель смерти. Сержант Васильев, принявший командование батальоном после гибели офицеров, находился у штабного вагона. С первыми взрывами он укрылся в щели, вырытой рядом с железнодорожным полотном. Из-за вагона не было видно, что происходит на передовой, и сержант решил подползти под него, чтобы оценить обстановку и доложить в штаб полка о начавшейся бомбежке, пока еще работала связь.
Немецкие летчики действовали с хирургической точностью. Их главными целями стали невысокий холм на правом фланге, где стояли орудия старшего лейтенанта Варданяна, и кромка леса на левом фланге с батареей капитана Сибагатуллина. Бомбы ложились кучно и метко. Сержант стиснул зубы. Если так пойдет и дальше, то знаменитый «огненный мешок» для немцев уже не устроить – фланкирующего артиллерийского огня не будет.
- Умеют воевать, сволочи! - сквозь зубы процедил Васильев и толкнул в плечо лежавшего рядом телефониста. – Связь со штабом полка, давай!
Тот покрутил ручку аппарата, прокричал в трубку:
- Первый! Первый, я Ромашка, как слышите? Прием!
В ответ раздались неразборчивые хрипы. Красноармеец протянул трубку сержанту:
- Есть связь!
Васильев схватил ее и, стараясь перекричать грохот, доложил:
- Сержант Васильев, командир Ромашки!
В штабе уже знали, что майор Романов убит, а капитан Белояров и лейтенант Старновский ранены. Из командиров в батальоне остались одни сержанты.
- Что у тебя? Бомбёжка?
- Так точно! Артиллерийские позиции бомбят, сволочи! Боюсь, что накрыли их! Да и батальону достается! – не отрывая взгляда от поля боя, кричал сержант. Юнкерсы, сделав второй заход, уже выстроились в смертоносную карусель, методично обрабатывая все позиции.
В трубке озабоченно выдали ценное указание:
- Держись, сержант! Сейчас всем тяжело! Немец рвётся вдоль Варшавского шоссе и атакует по всей линии обороны! Не только тебе достается!
- Но после бомбежки они пойдут в атаку! Иначе зачем бомбить?
- Маневрируй пушками. И про связки гранат не забудь. Отсекаешь пехоту - и гранатами бей танки! Давай, сержант, действуй! Как пойдут танки - немедленно сообщи! Всё, отбой!
Связь прервалась. Васильев, досадливо поморщившись, отдал трубку и снова уставился на позиции. В этот момент ему пришлось резко прижаться к земле за колесами вагона – осколки от близких разрывов забрызгали под вагон. Телефонист вскрикнул: один осколок ударил по его каске, второй пролетел над самым ухом сержанта. Поднимать голову расхотелось окончательно. Упершись каской в железное колесо, он просто лежал и ждал конца этого ада.
Подсчет потерь и подготовка к обороне
Бомбежка кончилась так же внезапно, как и началась. Сержант тут же приказал связаться с ротами для доклада о потерях, но связь молчала. Пока телефонист полз исправлять кабель, из рот прибыли связные. Картина была неутешительной:
В первой роте 7 убиты, 12 ранены, в строю вместе с легкоранеными осталось 24 человека.
Во второй роте 3 убитых, 6 раненых, в строю 18 человек.
В третьей роте 1 убитый, 5 раненых, в строю 12 человек.
Из всех орудий на позициях батальона уцелела одна 45-мм пушка и пять артиллеристов.
Потом прибыл связной от батареи Сибагатуллина на левом фланге. У них осталось две 76-мм полковые пушки и 14 человек. От батареи Варданяна на правом фланге вестей не было. Сержант мрачно разглядывал в бинокль изрытый воронками холм, где еще недавно стояли дивизионные орудия – главная ударная сила «огненного мешка». С трудом верилось, что там кто-то мог выжить.
Итог был суров: в строю оставалось всего 54 бойца, две полковые пушки, одна «сорокапятка» и 19 артиллеристов. Нужно было срочно эвакуировать раненых – 23 человека из батальона и еще 8 у артиллеристов. Связь с полком, к счастью, восстановилась. И в этот момент раздался крик:
- Танки!
Начало танковой атаки
Из леса по дороге выехали два немецких танка Pz.III (так определил их сержант). Они разъехались в стороны и замерли, словно изучая оборону. Следом из леса высыпала пехота и быстрыми перебежками двинулась на фланги.
Не отрывая взгляда от немцев, сержант наконец услышал голос в трубке:
- Первый слушает!
- Первый! Это Ромашка, нас атакуют танки. Два средних Т-3. И до двух рот пехоты! У меня в строю всего 54 бойца, две полковушки и одна сорокапятка.
- Понял, держись! Два танка это семечки! Держись! Об изменении обстановки докладывай. Всё!
Сержант с сожалением положил трубку, надеясь, что в штабе поймут – это лишь разведка боем. На позициях уже застрочили трофейные пулеметы, затрещали винтовки. Немцы залегли, но затем снова рванули на фланги, уходя из-под огня центра.
Сержант напрягся.
Обратите внимание: Топ 5 лучших танков в мире.
Он, конечно, усилил фланги и дал указания командирам, но больше сделать ничего не мог. Ох, нелегко быть командиром батальона, когда твое главное оружие – телефонная трубка! Хотя по факту он командовал усиленным взводом на батальонных позициях. В докладе он немного схитрил, не упомянув про резерв: еще 10 бойцов с трофейным оружием и мотоцикл с двумя ручными пулеметами – последний мобильный резерв.Бойцов было мало, но трофейных немецких пулеметов у них было целых восемь. Два танка действительно казались «семечками». Артиллеристам был дан приказ открывать огонь самостоятельно, наверняка. Но немецкие танки не приближались, стоя в 900-1000 метрах.
Развитие боя и артиллерийская дуэль
Пулеметы батальона прижали немецкую пехоту к земле. И тут в дело вступили танки. Они методично, словно на полигоне, стали подавлять пулеметные точки. Первым был уничтожен «Максим». Немецкая пехота снова поднялась в атаку. И тут, наконец, рявкнули обе полковые пушки батареи Сибагатуллина. Возле танков взметнулись взрывы. Те развернулись к русским орудиям, и завязалась дуэль: двое на двое.
Пехота противника, уклоняясь от линии огня своих танков, снова рванула на фланги, чтобы захватить пушки. Пулеметы батальона ожили, но десяток немцев уже заходил во фланг батарее. Со стороны артиллеристов раздалась стрельба из винтовок и автоматов, затем одно орудие умолкло, потом второе. Вскоре с опушки леса взвилась зеленая ракета – сигнал захвата позиции.
Немецкие танки развернулись обратно к батальону. Группа, нацелившаяся на правый фланг к батарее Варданяна, тоже достигла цели – в небо взвилась вторая зеленая ракета. А через несколько минут на дороге из леса стали появляться новые немецкие танки. Сержант Васильев, сосчитав до десяти, снова схватил телефон.
- Первый, Первый, это Ромашка, нас атакуют танки. Двенадцать штук. Нет, уже четырнадцать. Все наши орудия разбиты. Немецкая пехота захватила обе батареи!
Он снова немного слукавил – «сорокапятка» и связки гранат еще оставались. Но пусть в штабе поволнуются и пришлют подкрепление!
Последний рубеж
Тем временем немецкие Pz.III развернулись и устремились к окопам. Расстояние в километр они преодолели за три-четыре минуты. С пятисот метров по ним открыла огонь уцелевшая «сорокапятка». Первым же выстрелом она подбила танк, шедший по дороге. Вторым – машину левее. Это был crucial психологический успех. Молодые бойцы кадровой армии, дерзкие и отчаянные, увидели, что врага можно бить. Они не побежали. В их руках были связки гранат, а кидать их они умели.
Два танка, шедших прямо на пушку, остановились и открыли ответный огонь. Остальные неотвратимо накатывались на позиции. Расчет «сорокапятки» успел подбить еще одну машину, но ответный выстрел накрыл саму пушку. Выскочивших из горящих танков немецких танкистов расстреляли с особым ожесточением. Так немцы начинали терять свою кадровую армию.
А вражеские танки уже врывались на позиции батальона.
(Продолжение следует)
- Про то как я пытаюсь посадить литературных воров, которые украли у меня две книги - "Лейтенанта Старновского" и "Похищенные инопланетянами. Выжить вместе" читайте вот здесь:
- Фильмы про оборону моста. Тактика, стратегия - читайте здесь.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Грамотная атака немецких танков. Глава вторая. 25 июня 1941 года, вторая половина дня.