В завершающем отчете о проделанной работе специалисты Мариупольского завода подвели итоги по изготовлению броневых деталей для опытных танков А-34 (будущих Т-34). Было отмечено следующее:
«1) Для массового производства многих ключевых деталей машины А-34 завод на тот момент не был готов. 2) Изготовление деталей для двух опытных машин из стали «МЗ-2» носило во многом полукустарный характер, требовало нерационально больших затрат времени и сил, так как велось путем приспособления имеющегося оборудования. 3) Несмотря на отсутствие необходимого мощного оборудования, штампов и приспособлений, производство опытных деталей в целом прошло удовлетворительно. 4) Сталь марки «МЗ-2», выбранная для А-34, показала отличные технологические свойства: хорошую штампуемость и правку при толщинах 35–45 мм, отсутствие трещин при гибке (при нормальной термообработке), высокую прокаливаемость и малую склонность к короблению при закалке».[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 2064. Л. 92 – 93]
Таким образом, осенью 1939 года коллектив Мариупольского завода выполнил масштабную и стратегически важную работу, которая включала в себя:
«1) Разработку новой марки стали для танковой брони толщиной от 25 до 50 мм, которая позволяла использовать молибден и значительную часть никеля из отходов спецпроизводства. Эта сталь получила название «МЗ-2» (Мариупольский завод – вторая). 2) Создание брони из стали «МЗ-2», которая при твердости 2,9–3,2 по Бринеллю обладала высокой стойкостью против снарядов калибра 37 и 45 мм и достаточной вязкостью, предотвращающей образование трещин и расколов. 3) Разработку полного технологического цикла производства брони из стали «МЗ-2» — от выплавки стали до сдачи готовой детали. 4) Успешное изготовление и сдачу двух комплектов деталей для опытной машины А-34, что дало бесценный опыт для будущего массового производства».[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 2064. Л. 1в]
Эту сложную работу по созданию новой марки стали и технологии ее обработки провела бригада исследовательской лаборатории Мариупольского завода им. Ильича в составе инженеров Н.В. Шмидта, Г.И. Капырина, М.Я. Эрлих, техников М.И. Редской, А.Ф. Сагайдак при участии инженера Р.Х. Потихоновой. Существенную помощь в разработке тактико-технических требований, программы полигонных испытаний и их проведении, а также ценные практические рекомендации оказал военинженер 2 ранга Г.Э. Зухер и работники цехов завода.
Испытания догруженного танка А-32 на заводе №183
Пока в Мариуполе шла работа над броней, в Харькове на заводе № 183 в октябре-ноябре 1939 года конструкторское бюро КБ-520 в ускоренном темпе завершало разработку чертежей и документации по остальным узлам танка А-34. Параллельно, чтобы проверить надежность агрегатов и влияние возросшей массы на ходовые качества будущего танка, в отделе «500» были организованы заводские испытания второго опытного образца танка А-32. Его догрузили до массы 24 тонны, что соответствовало расчетному весу А-34 с 45-мм броней.
Программа испытаний была утверждена 12 октября 1939 года директором завода Ю.Е. Максаревым, а подписана главным конструктором М.И. Кошкиным и представителем АБТУ РККА майором И.Г. Пановым. Согласно плану, догруженный танк должен был преодолеть 1200–1500 км в различных дорожных условиях и пройти испытания на преодоление препятствий.
Второй опытный образец А-32 (заводской № 0367-7) был собран в начале октября 1939 года. В отличие от первого прототипа, он был вооружен 45-мм пушкой в башне, аналогичной башне танка А-20. На машине отсутствовали многие элементы: оптические прицелы, радиостанция, пулеметы, боеукладка и часть оборудования. Его исходная масса составляла 17 тонн.
Для достижения требуемых 24 тонн на танк разместили дополнительный балласт: по 2665 кг на каждый борт (на специальных кронштейнах), 700 кг на носовой части и 800 кг на крыше башни. Итоговая масса составила 23 830 кг без экипажа.
Испытания проводились силами опытного цеха «540» под руководством И.И. Казимирова и инженера И.И. Гололобова, при участии представителей АБТУ РККА майора И.Г. Панова и военинженера 3 ранга П.П. Байкова.
Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.
С 14 октября по 27 ноября 1939 года догруженный А-32 прошел 1534 км: 447 км по грунтовым дорогам, 505 км по целине, 527 км по булыжному шоссе и 55 км по сырому песку. Дважды, после поломок коробки передач и вентилятора, танк буксировали на завод, преодолев на буксире 88 км. Испытания на преодоление препятствий из-за плохой погоды провести не удалось.Результаты испытаний: подвижность и характеристики
В отчете цеха №540 от 18 декабря 1939 года были подробно описаны ходовые качества догруженной машины:
«1. На булыжном шоссе на IV передаче двигатель развивал максимум 1400 об/мин (максимальная скорость 52 км/ч). 2. Переключение на IV передачу было возможно только после разгона на III передаче до 1700–1800 об/мин и лишь на ровном участке или при небольшом уклоне. Даже в этих условиях мотор набирал обороты очень медленно. На подъемах около 3° переход на IV передачу был невозможен из-за нехватки мощности. 3. На грязной грунтовой дороге с подъемами до 7° танк двигался в основном на III передаче при 1600–1700 об/мин. IV передача в таких условиях не использовалась. 4. На грязной целине с подъемами до 12° полностью использовать III передачу не удавалось. Основное движение шло на II передаче, III применялась только на ровных участках. 5. Вывод: при массе 24 тонны IV передача используется не полностью даже на легких участках. Целесообразно снизить максимальную скорость до 50 км/ч, изменив передаточное число.Средние скорости движения за весь период испытаний:
а) Чистого движения – 28.2 км/ч
б) Техническая – 24.0 км/ч
в) Оперативная – 21.8 км/ч
Средние скорости по типам местности:
— Грязная грунтовая дорога: чистого движения – 28.6 км/ч, техническая – 27.0 км/ч, оперативная – 22.4 км/ч.
— Булыжное шоссе: чистого движения – 35.5 км/ч, техническая – 24.6 км/ч, оперативная – 23.5 км/ч.
— Грязная целина: чистого движения – 25.5 км/ч, техническая – 23.0 км/ч, оперативная – 20.8 км/ч.
Запас хода (при емкости баков 475 л топлива и 60 л масла):
1. По грязной грунтовой дороге: по горючему – 235 км, по маслу – 630 км.
2. По грязной целине: по горючему – 203 км, по маслу – 362 км.
3. По булыжному шоссе: по горючему – 333 км, по маслу – 625 км».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1672. Л. 7, 10]
Для оценки подвижности в зимних условиях в декабре 1939 года провели два дополнительных пробега. Танк прошел 141 км по мерзлым грунтовым дорогам со снегом до 200 мм. Средние скорости составили: чистого движения – 29 км/ч, техническая – 28.3 км/ч, оперативная – 21.9 км/ч. В отчете также указали возможности по преодолению подъемов:
«а) Подъем 18° длиной 42 метра танк преодолевает на 1-й и 2-й передачах.б) Подъем 21° танк может преодолеть на 1-й передаче на дистанции 10 метров, а на 2-й — 13 метров.
Ограничивающими факторами на подъеме 21° являются: на 1-й передаче — пробуксовка гусениц, на 2-й — нехватка мощности, двигатель глохнет».
[РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1672. Л. 17]
Теги записи: #танк т-34 #т-34 #средний танк #танки второй мировой #великая отечественная война
Предыдущие части цикла: #от_танков_бт_к_танку_т-34
Источник - http://alternathistory.com/ot-legkih-tankov-bt-k-srednemu-tanku-t-34-chast-11-sozdanie-opytnyh-obraztsov-tanka-t-34/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: От легких танков бт к среднему танку т-34. Часть 11. Принять на вооружение в ркка. Опытные образцы танка т-34. Глава 3.