Конкорд: первый сверхзвуковой прототип
В первой части нашего рассказа мы начали знакомство с музеем Aeroscopia. Продолжаем экскурсию с легендарного самолета. Этот экземпляр «Конкорда» — не просто экспонат, а самый первый прототип сверхзвукового пассажирского лайнера, результат совместной работы французской компании Sud Aviation и британской British Aircraft Corporation.

Борт имеет богатую историю: он активно участвовал в испытательной программе, что подтверждается специальной измерительной аппаратурой, установленной в салоне.

Здесь сохранились кресла, в которых во время тестовых полетов располагались инженеры-испытатели, наблюдавшие за работой всех систем.

Обращают на себя внимание иллюминаторы необычно маленького размера. Через них действительно сложно что-либо рассмотреть. Такой дизайн был продиктован не эстетикой, а соображениями безопасности: уменьшенные окна лучше противостояли перепадам давления и снижали риски при возможной разгерметизации.

В хвостовой части находится салон, рассчитанный на 32 пассажира. Стоит отметить, что «Конкорды» летали исключительно в конфигурации первого класса, и билет на них был по карману лишь очень состоятельным людям.

После завершения испытаний этот самолет, получивший обозначение «Конкорд-201», не отправился на свалку. Он использовался авиакомпанией Air France для тренировок экипажей. Кроме того, на его борту совершал официальные визиты президент Франции Валери Жискар д’Эстен, например, летал в Саудовскую Аравию.

С «Конкордом» связана интересная деталь: знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович, летая на нем, всегда бронировал два места — для себя и для своего инструмента. Этот конкретный борт совершил свой первый полет в 1973 году, а последний — в 1985.

История спасения: от металлолома до музейного экспоната
Путь этого самолета в музей был долгим и непростым. Его обнаружили активисты авиационной ассоциации Ailes Anciennes. В Чехии они нашли, по сути, груду металла, выкупили ее у владельца и доставили во Францию. Кропотливая реставрация заняла более семи лет, прежде чем «Конкорд» обрел свой нынешний вид.

Mirage III: европейский рекордсмен
Следующий экспонат — многоцелевой военный самолет Mirage III, разработанный французской компанией Dassault в 1950-х годах. Изначально создававшийся как истребитель-перехватчик, он породил около 80 модификаций, и всего было выпущено 1800 таких машин.
Mirage III вошел в историю 24 октября 1958 года, когда модификация III A стала первым европейским самолетом, достигшим скорости в 2 Маха (то есть вдвое превысившей скорость звука). Представленный в музее экземпляр служил в эскадрилье 3/10 "Vexin", сформированной в 1978 году, и участвовал в боевых действиях на Ближнем Востоке.

SE 3130 Alouette II: вертолет-первопроходец
Перед нами легкий многоцелевой вертолет SE 3130 Alouette II морского базирования, производства французской компании SNCASE (позже Aerospatiale). Он знаменит тем, что стал первым в мире вертолетом, оснащенным газотурбинным двигателем.
Совершив первый полет в 1955 году, он уже через несколько месяцев установил мировой рекорд высоты, поднявшись на 8209 метров. Всего было выпущено 1400 таких вертолетов, которые служили как в гражданской авиации, так и в вооруженных силах 46 стран.

Экспонат музея ранее эксплуатировался военно-морскими силами Франции. Для удобства работы на палубе корабля стандартное полозковое шасси было заменено на четырехколесное. Реставрация этого вертолета заняла пять лет.

Morane-Saulnier Type G: реликвия Первой мировой
F-PMSG — это Morane-Saulnier Type G, двухместный спортивный моноплан, выпускавшийся во Франции накануне Первой мировой войны. Он был разработан Леоном Мораном и Раймоном Солнье.
Самолет представлял собой моноплан с крылом, укрепленным на тросах. Конструкция была почти полностью деревянной и обтянутой тканью, лишь стойки шасси изготавливались из стальных труб.


Fouga Magister: успешный учебный реактив
SM-170 Fouga Magister — французский двухместный учебно-боевой самолет, основной задачей которого была подготовка летчиков для ВВС. Его характеристики впечатляют: скорость до 715 км/ч, практический потолок 12 км и дальность полета до 1400 км.
Он стал вторым в мире специально спроектированным реактивным учебным самолетом. Первенство принадлежало голландскому Fokker S.14 Machtrainer, поступившему на службу годом раньше. Однако Fouga Magister оказался гораздо более массовым и успешным: было построено более тысячи его экземпляров против всего 21 Machtrainer.

Fairchild Merlin IVA: от политиков к ученым
Fairchild Swearingen SA226-AT Merlin IVA изначально был турбовинтовым бизнес-самолетом американского производства. Его первый полет состоялся в апреле 1965 года.

История этого конкретного борта необычна: сначала он был личным самолетом губернатора штата Кентукки в США. В 1986 году его приобрела французская метеорологическая служба Meteo France. Самолет был полностью переоборудован: его оснастили датчиками и сложной аппаратурой для измерения атмосферных параметров, а также компьютерами для обработки данных.
С 1987 по 2003 год этот летающая лаборатория участвовала примерно в двадцати различных исследовательских миссиях — национальных, европейских и международных.

На этом наша экскурсия по второй части коллекции музея Aeroscopia подходит к концу. Каждый экспонат здесь — не просто машина, а живая история авиации со своей уникальной судьбой.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.