Трагическая судьба Ан-22 «Антей»: история «Летучего голландца» советской авиации

В истории мировой авиации есть особые случаи, когда самолет словно оказывается под властью рока, преследуемый чередой мистических и трагических событий. Одной из таких печально известных страниц в летописи отечественных воздушных судов стала судьба военно-транспортного самолета Ан-22 «Антей» с бортовым номером СССР-09331. Этот гигант, предназначенный для надежной службы, вместо этого на протяжении двух десятилетий собирал дурную славу из-за постоянных неполадок и странных происшествий, что в итоге и подарило ему мрачное прозвище — «Летучий голландец».

Ан-22 «Антей» — советский тяжелый военно-транспортный самолет.

Череда неудач: от Исландии до Алжира

Невезение начало преследовать борт практически с самого начала службы. Уже в 1974 году, всего через два года после выпуска с завода, во время стоянки в исландском аэропорту Кеблавик мощный порыв ветра серьезно повредил систему управления элеронами, погнув и сломав их тяги. Это был первый тревожный звонок.

Следующий серьезный инцидент произошел спустя 14 лет, в 1988 году. После взлета из Алжира у самолета отказала система уборки шасси. К счастью, экипаж справился с ситуацией и благополучно посадил машину. В том же году, уже на земле, при запуске двигателей вновь обнаружились неисправности. После их устранения, в спешке взлететь, экипаж допустил критическую ошибку: начал руление по обледенелой дорожке со скоростью 90 км/ч вместо разрешенных 30 км/ч. Самолет сорвался в занос, съехал с полосы и врезался в здание аэродромной службы. К счастью, обошлось без жертв, но на ремонт ушел целый месяц.

Необъяснимые отказы и мистические поломки

В январе 1989 года, во время планового полета с десантированием, после взлета и уборки закрылков «Антей» неожиданно и резко начал крениться вправо, сопровождаясь сильной вибрацией. Экипаж чудом выровнял машину и посадил ее. Вероятной причиной назвали обледенение крыла.

Летом 1992 года в полете произошло нечто загадочное: отключились все генераторы постоянного тока. А осенью того же года при запуске двигателей внезапно обесточились топливные насосы в правом крыле. Самое странное, что после остановки двигателей насосы снова начали работать как ни в чем не бывало. После этой череды аномалий самолет окончательно сняли с полетов и отправили на капитальный ремонт, а затем и на дополнительный — «долечиваться».

Обратите внимание: Ил-114 самолет который ждут в регионах.

В 1993 году, после долгого перерыва, борт вернулся в строй, но ненадолго. Его ждал последний, роковой рейс.

Последний рейс: трагедия под Тверью

18 января 1994 года Ан-22 выполнял важную миссию по вывозу военной техники и личного состава из Германии в Россию в рамках вывода войск. На его борту находилось 34 тонны груза и 10 человек (7 членов экипажа и 3 пассажира). Из-за сложных погодных условий экипаж был вынужден совершить промежуточную посадку на аэродроме Мигалово в Твери. Из-за обледеневших рулежных дорожек самолет оставили прямо на полосе.

Ан-22 — один из самых больших турбовинтовых самолетов в мире.

Утром 19 января, после ночного снегопада, самолет вылетел в Ростов-на-Дону через Воронеж. Через три минуты после взлета, на высоте 440 метров, при выполнении левого разворота, самолет внезапно и резко накренился влево на 50-60 градусов. Экипаж отчаянно пытался выровнять машину, переключаясь между режимами управления, но тщетно. «Антей», теряя высоту, вошел в неуправляемое пике и, задев землю правым крылом, врезался в лес близ села Красная Гора. Из десяти человек на борту выжили только трое.

Место катастрофы Ан-22 близ села Красная Гора.

Расследование и спорные версии

Официальная комиссия пришла к выводу, что катастрофа произошла из-за нарушения поперечной управляемости в результате разрушения тяги бустерного управления левым элероном. Был выявлен конструкторский недостаток ранних модификаций Ан-22: механизм стопорения элеронов мог деформироваться или разрушаться от сильного ветра при стоянке. Также отмечался невысокий уровень налета и опыта у членов экипажа.

Однако представители ОКБ Антонова с этими выводами не согласились. Они утверждали, что самолет мог летать даже с застопоренным элероном, и основной причиной трагедии назвали необнаруженное обледенение крыла, образовавшееся за ночь стоянки. Эта версия получила косвенное подтверждение: хотя экипаж утверждал, что крылья обработали противообледенительной жидкостью «Арктика», расследование показало, что этой жидкости на аэродроме не было уже несколько месяцев.

Так закончилась трагическая и полная загадок история самолета, который, казалось, самой судьбой был предназначен не для неба, а для земли. Его путь, усыпанный странными отказами и мистическими совпадениями, навсегда останется одним из самых мрачных преданий в истории отечественной авиации.

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: «Летучий голландец» - борт, который преследовали неудачи.