В настоящее время величайшим бедствием для нас является бесконечное множество заседаний, которые поглощают огромное количество времени, не принося при этом соразмерных результатов. Эти собрания настолько прочно вошли в нашу практику, что для их сокращения требуются колоссальные усилия всех ответственных работников. Каждый должен бороться с этим злом и сопротивляться, когда его привлекают на совещания, в которых он может не участвовать без ущерба для работы.
Ф.Э. Дзержинский. Из письма руководящим работникам ВСНХ и ОГПУ от 3 июня 1926 года.
Самолёт из прошлого
В 1980-е годы советская промышленность создала для армии новый самолёт — большой, мощный и впечатляющий. Однако завершить его доводку в те годы не успели: машина прошла испытания, небольшая партия попала в войска, но некоторые технические проблемы оставались нерешёнными. Затем наступили сложные времена перестройки и распада СССР, и о самолёте надолго забыли.
Спустя два десятилетия военные всерьёз озадачились вопросом завершения работ. Было решено довести до ума уже имеющиеся экземпляры и рассмотреть возможность нового серийного производства. Так одной снежной зимой на территории одной военной части собралась большая группа специалистов — представителей заводов-изготовителей оборудования и конструкторского бюро, создававшего когда-то этот самолёт.
Четыре долгих месяца, с перерывом на новогодние праздники, эта команда пыталась разобраться в наследии предшественников: понять, как всё должно работать, как работает сейчас и что нужно сделать для идеальной работы в будущем. Задача стояла амбициозная — привести самолёт в состояние полной готовности к эксплуатации. Я знаю об этом не понаслышке — я был частью этой команды.
Контроль сверху
Поскольку проект курировался на самом высоком уровне, в части постоянно присутствовало множество начальников разного ранга из различных структур, в основном из Москвы. Пользы от них было мало, а вот вреда — предостаточно. Большая часть работ выполнялась не благодаря, а вопреки их вмешательству. Избавиться от них было невозможно: высшее руководство требовало постоянного контроля, суля награды за успех и кары за провал.
Работа постепенно продвигалась. Самолёты начинали походить на полноценные боевые машины, на которых уже не стыдно было летать. Первоначальные «расстрельные» списки виновных у начальства потихоньку сменились списками тех, кто достоин премий и медалей. Любопытно, что в первых вариантах моя фамилия периодически фигурировала, а вот в окончательных версиях её уже не было. Что ж, я и раньше не питал иллюзий насчёт руководства, и эта ситуация лишь подтвердила мои взгляды. Медаль в итоге получил директор моего завода.
Роковое совещание
Работа подходила к концу. В последние дни командировки я с напарником разбирал документацию в штабе, думая о недоделках и о том, как поскорее уехать. Внезапно раздался звонок: срочное совещание, обязательное присутствие. Мне не повезло — я проиграл жребий и отправился на собрание, наказав напарнику через час придумать, как меня оттуда вытащить.
Причина моей грусти была проста: местное руководство, не обременённое реальной работой, обожалось проводить бесконечные и бесполезные совещания. Эти московские «специалисты» были готовы обсуждать что угодно по 20 часов в сутки, постоянно отвлекая от дела таких, как я.
Я занял неудачное место — прямо напротив самого Главного Дяди, высшего руководителя по этому самолёту. Слева от него сидел представитель КБ, которого я в шутку называл «человеком, воспитанным Excel» за его маниакальную любовь к оформлению любых, даже самых простых документов в таблицах. Рядом со мной разместился Женя — московский начальник, который здесь, в полевых условиях, был просто Женей, а дома превращался в Евгения с отчеством и важной должностью.
Рождение Акта
Как выяснилось, собрание было посвящено составлению Акта о завершении работ. Самолёт становился похож на конфетку, и начальство сочиняло по этому поводу официальную бумагу для самого высокого руководства.
На мой взгляд, достаточно было бы одной фразы: «С бортами всё хорошо, годны для эксплуатации», украшенной стандартными вежливыми формулировками. Но начальникам требовался объёмный документ на многих страницах. Они оживлённо обсуждали и оттачивали формулировки, а Женя записывал их в ноутбук, готовя черновик будущего шедевра.
Первые 15 минут я лишь делал вид, что слушаю, кивая в нужных местах — навык, необходимый для выживания в такой среде. Наконец, прозвучал вопрос о навигационном комплексе, за который я частично отвечал.
Битва формулировок
Мой краткий ответ «Всё хорошо» вызвал целую дискуссию. Начальники принялись обсуждать, как именно описать работу навигации в Акте. Предлагались варианты: «работает нормально», «штатная работа», «корректная работа», «соответствует техническим условиям». Каждая формулировка подвергалась тщательному разбору и критике.
«Эксель-человек» заявил, что фразу «соответствует ТУ» нужно «обсосать» — я едва сдержался, чтобы не высказать всё, что думаю об этом выражении и его авторе. Чтобы не взорваться, я развлекался, мысленно придумывая каждому из присутствующих персонализированную и жуткую кончину.
В итоге, после 25 минут споров, решили остановиться на «бессбойной работе навигации». Но в этот момент мне пришло СМС от военных техников: срочно требовалось на стоянку для устранения одной из недоделок. Я поставил рекорд по скорости побега с совещания.
Ирония итога
Много часов спустя, уже вечером, я встретил Женю. Спросил о судьбе Акта. Оказалось, что после моего ухода концепцию документа изменили: решили не описывать каждую систему отдельно, а ограничиться общими выводами по результатам испытаний. Таким образом, все мучительные поиски идеальной формулировки для навигационного комплекса оказались напрасными — этот пункт просто удалили из текста.
Самое печальное, что все эти люди искренне считали, что делают важное дело. Хотя, если честно, отечественная авиация только выиграла бы, если бы половину таких «специалистов» отправили куда подальше. Но что поделать — завтра будет новый день, новая работа, новые акты и, не дай бог, новые совещания.
Сборник историй о буднях авиаремонтника живет на AuthorToday по этому адресу.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Формулировки.