Катастрофа над Железногорском: столкновение Як-40 и Ми-8 в облаках

Аэропорт Железногорск (Железногорск-Илимский)
12:00
18 сентября 1981 г

18 сентября 1981 года в аэропорту Железногорска приземлился самолет Як-40 (бортовой номер 87455), выполнявший местный рейс по маршруту Иркутск-Железногорск-Илимский. На его борту находились 29 пассажиров и 4 члена экипажа.

Участники воздушного движения

В это же время в районе аэропорта проходил тренировочный полет вертолета Ми-8Т. На его борту было семь человек: два члена экипажа и инспектор — командир эскадрильи В.И. Бакуров. Также в воздухе находился самолет Ан-2, который выполнял посадку.

Як-40, источник https://russianplanes.net/id61091

Ан-2, следуя указаниям диспетчера, миновал радиомаяк дальней навигации (ДПРМ) и направлялся в зону третьего разворота, снижаясь до 500 метров. Вертолет Ми-8, также миновав ДПРМ, вошел во второй круг и поднялся на ту же высоту в 500 метров.

Начало роковой цепи событий

В 12:07 Як-40 достиг ДПРМ на высоте 1800 метров и начал процедуру захода на посадку. Диспетчер дал команду экипажу снизиться до 800 метров ко второму витку, а затем до 500 метров к третьему. Экипаж подтвердил получение команд.

К этому моменту все воздушные суда — Як-40, Ми-8 и Ан-2 — следовали по стандартной прямоугольной схеме захода с левым разворотом и находились в облаках, что ограничивало визуальный контакт.

Вертолет Ми-8Т

Когда Як-40 вышел на третий разворот, диспетчер сообщил его экипажу, что вертолет находится в 4 километрах позади. Однако на самом деле Ми-8 был левее и сзади Як-40, находясь с ним на одной высоте в 500 метров, что уже создавало потенциально опасную ситуацию.

Сближение и фатальная ошибка

В 12:10 Як-40 доложил о начале третьего виража и получил команду снижаться до 400 метров к четвертому развороту. Почти одновременно экипаж Ми-8 доложил о прохождении ДПРМ и также получил команду снижаться до 400 метров к четвертому витку.

Кабина самолета Як-40

В этот критический момент два воздушных судна — Як-40 и Ми-8 — оказались на пересекающихся курсах на одной и той же высоте, невидимые друг для друга в облаках. Ни диспетчер, следящий за несколькими объектами, ни экипажи не осознавали опасности сближения.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

В 12:11 экипаж Як-40 запросил у диспетчера расстояние до аэропорта, но тот, занятый переговорами с другими судами, попросил подождать. Через 30 секунд, проверив радар, диспетчер дал противоречивые данные: «Номер 455, ваше расстояние 8 километров... 12 километров». Эта задержка и неточная информация стали роковыми.

Столкновение и его последствия

В 12:13, выполняя четвертый разворот, Ми-8 вошел в зону предпосадочной прямой прямо перед Як-40. В облаках, на высоте 400 метров и в 11 километрах от взлетно-посадочной полосы, произошло лобовое столкновение.

Кабина вертолета Ми-8Т

Удар был сокрушительным: у вертолета разрушились несущий винт, двигатель, кабина и часть фюзеляжа. У самолета оторвало левое крыло, были повреждены фюзеляж и хвостовое оперение. Обе машины рухнули на лесистый холм и загорелись. В катастрофе погибли все 40 человек на борту: 33 в Як-40 и 7 в Ми-8.

Причины и выводы расследования

Расследование выявило целый комплекс причин, приведших к трагедии. Ключевой фигурой оказался диспетчер С.Н. Герасин. Он был допущен к самостоятельной работе на командно-диспетчерском пункте аэропорта Железногорска без прохождения необходимых стажировок и экзаменов. Фактически, он не был подготовлен к работе в этом конкретном аэропорту и не до конца понимал его особенности и правила полетов, будучи при этом перегруженным обязанностями.

Взлетно-посадочная полоса аэропорта Железногорск

Главной непосредственной причиной столкновения было названо грубое нарушение диспетчером Герасиным правил управления воздушным движением: он не обеспечил непрерывный радиолокационный контроль и безопасное эшелонирование (разделение) самолетов.

Дополнительными факторами стали:

  • Несовершенство инструкций аэропорта, где для тихоходных самолетов были предусмотрены две разные схемы захода на одной высоте, что создавало путаницу.
  • Недостаточная дисциплина экипажа вертолета Ми-8, который не проявил должной настороженности в сложной воздушной обстановке.

Эта катастрофа стала трагическим уроком, подчеркнувшим критическую важность профессиональной подготовки диспетчеров, четкости инструкций и неукоснительного соблюдения правил безопасности всеми участниками полетов.

Расследование авиакатастрофы в Telegram

https://t.me/rumayday

[Мой] Авиация Самолет Полет Аэропорт Пилот Советская Авария Катастрофа Гражданская Авиация Вертолет Лонгпост 8

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Удаление 8 километров … 12 километров" Столкновение Як-40 и Ми-8 над Железногорском.