16 декабря 1973 года произошла одна из трагических страниц в истории советской гражданской авиации. Авиалайнер Ту-124 Литовского управления Аэрофлота, выполнявший регулярный рейс из Вильнюса в Москву, потерпел катастрофу. На его борту находились 46 пассажиров и 5 членов экипажа.

Самолет Ту-124, подобный разбившемуся
Роковой полет
Вылетев из Вильнюса в 18:10 по московскому времени, лайнер занял крейсерскую высоту 7800 метров. Полет проходил штатно до начала снижения для захода на посадку во Внуково. В 19:09 экипаж доложил о занятии высоты 5700 метров и получил указание диспетчера держаться на этом эшелоне до пролета радиомаяка Клементьево.
Спустя всего полторы минуты в эфире прозвучали неразборчивые сообщения от пилотов, вызвавшие тревогу у диспетчеров Внуково и Вязьмы. А в 19:11 земля услышала леденящую душу фразу: "Вошёл в резкое пикирование, не могу вытянуть…". На заднем фоне слышались отчаянные крики: "Тяни, тяни, еще тяни!".
Борьба в небе
Самолет вошел в крутое пике, разогнавшись до скорости 680 км/ч. Экипаж мгновенно оценил ситуацию и предположил отказ триммера руля высоты — механизма, помогающего удерживать штурвал. Приложив невероятные усилия, пилоты сумели ненадолго выровнять машину. Однако лайнер снова перешел в пикирование, на этот раз еще более крутое, с вертикальной скоростью около 80 метров в секунду и скоростью 880 км/ч.
Собрав последние силы, пилоты вновь потянули штурвалы на себя и смогли выровнять самолет на высоте всего около 2000 метров. Казалось, худшее позади. В 19:11 экипаж даже доложил о начале набора высоты.

Фатальный штопор
Но через 30 секунд, на скорости 370 км/ч, Ту-124 неожиданно перешел в крутой штопор и снова устремился к земле. Сохранившаяся запись переговоров в кабине запечатлела последние секунды жизни экипажа:
– Скорость 360! (штурман)
– Не надо вниз, не надо, от себя, Сергеевич! (второй пилот)
– Ого, 1500 (штурман)
– Не снижайся, Сергеевич (второй пилот)
В 19:13, набрав скорость около 900 км/ч, самолет почти вертикально врезался в землю близ деревни Карачарово Московской области.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Сила удара была чудовищной: лайнер разорвало на части, а на месте падения образовалась воронка глубиной 15 метров. Никто из 51 человека на борту не выжил.Причины и выводы расследования
Следственная комиссия установила, что разрушения в воздухе не было, двигатели работали исправно, а погодные условия не могли стать причиной трагедии. Корень зла крылся в системе управления. Триммер руля высоты был самопроизвольно отклонен в пикирующее положение до предела из-за ложного сигнала в его электрической цепи.
Экипаж, прошедший подготовку и знавший о подобных отказах, верно диагностировал проблему и отчаянно боролся за спасение самолета. В течение менее двух минут пилоты дважды выводили машину из смертельного пике, демонстрируя высочайший профессионализм и самообладание.
Однако после второго выравнивания, из-за высоких перегрузок, временно отказали некоторые приборы, а темнота за бортом скрыла визуальные ориентиры. В результате экипаж не заметил возникший крен в 50–60 градусов. При наборе высоты и сбросе скорости на крыле со стороны крена произошел срыв потока воздуха, что ввергло самолет в неуправляемый штопор, перешедший в крутую спираль с катастрофическим разгоном. Вывести лайнер из этого режима уже не было возможности.
В заключении комиссия особо отметила мужество, хладнокровие и грамотные действия экипажа, который до последней секунды пытался спасти самолет и пассажиров, параллельно информируя землю о ситуации.
Память и забвение
На месте катастрофы был установлен памятник погибшим. К сожалению, в 1990-е годы, во время сельскохозяйственных работ, памятник был поврежден, а впоследствии и вовсе сдан на металлолом, что добавило трагичности этой истории.
"Расследования авиакатастроф" в Telegram
https://t.me/rumayday/
[моё]АвиацияСамолетПолетАэропортГражданская авиацияПроисшествиеПилотКатастрофаАвиакатастрофаСССРДлиннопостНегатив 44 Поддержать ЭмоцииБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Вошёл в резкое пикирование, не могу вытянуть…".