Осенью 1998 года самолет McDonnell Douglas MD-11 авиакомпании Swissair выполнял регулярный рейс из Нью-Йорка в Женеву. Во время полета в салоне внезапно погас свет, а в кабине пилотов начался сильный пожар, который в итоге привел к катастрофе.
Рейс с драгоценным грузом
2 сентября 1998 года в 19:45 из Международного аэропорта имени Джона Кеннеди вылетел MD-11, направлявшийся в Женеву. На борту находились не только 215 пассажиров и опытный экипаж, но и ценный груз: драгоценности на сумму 10 миллионов долларов, 50 кг наличных и картина Пабло Пикассо «Художник» стоимостью 1,5 миллиона долларов. В 20:18 самолет взлетел, и начался обычный ночной перелет.

Самолет McDonnell Douglas MD-11, аналогичный потерпевшему крушение.
Первые признаки неисправности
Примерно на 52-й минуте полета, когда лайнер находился на высоте 10 000 метров, пилоты почувствовали странный запах в кабине. Сначала они предположили неисправность системы кондиционирования. Однако вскоре ситуация резко ухудшилась: появился дым, идущий из вентиляции. Приборы не показывали никаких явных неполадок, что осложняло диагностику. Экипаж объявил сигнал «ПАН-ПАН-ПАН» и запросил экстренную посадку в Бостоне. Диспетчер предложил более близкий аэропорт Галифакса в Канаде, и пилоты согласились.
Развитие аварийной ситуации
Первоначально дым ненадолго рассеялся, и экипаж начал готовиться к посадке. Однако из-за большого веса самолета (топливные баки были полны) пилоты приняли решение слить топливо над океаном, что впоследствии было подвергнуто критике. Вскоре после этого в кабине вспыхнул открытый огонь. Пилоты, следуя инструкциям, отключили циркуляционный вентилятор, что, как выяснилось позже, изменило направление пламени — оно устремилось прямо в кабину.

Схематическое изображение кабины пилотов.
Огонь быстро распространился, выводя из строя приборы один за другим. Связь с землей прервалась, а бортовые самописцы прекратили запись за 6 минут до падения. Пассажиры в салоне не подозревали о масштабе трагедии, ожидая посадки в Галифаксе.
Катастрофа и поисковые работы
В 01:30 самолет резко повернул вправо и упал в залив Святой Маргариты в Атлантическом океане, в 8 км от побережья Новой Шотландии. Все 229 человек на борту погибли. Спасатели обнаружили на поверхности воды обломки и личные вещи пассажиров. Надежды на выживших не было.

Маршрут рейса 111 и место катастрофы.
Расследование и установление причин
Расследование, проведенное Канадским транспортным агентством, стало одним из самых длительных и дорогостоящих в истории — оно длилось 4,5 года и обошлось в 39 миллионов долларов. Подъем обломков с глубины 55 метров занял более года. Анализ показал, что наиболее серьезные повреждения от огня были в кабине пилотов и салоне первого класса.

Обломки самолета, поднятые со дна океана.
Следователи установили, что пожар начался в пространстве над потолком, где проходила электропроводка. Источником возгорания стала неисправная мультимедийная развлекательная система, установленная в салонах первого и бизнес-класса. Короткое замыкание в ее проводке привело к появлению искры.

Компоновка обломков, использованная для реконструкции.
Однако одного короткого замыкания было недостаточно для столь быстрого распространения огня. Ключевую роль сыграл материал, использовавшийся для изоляции — металлизированный майлар. Несмотря на то, что он считался огнестойким, испытания показали, что он легко воспламеняется и быстро горит. Оказалось, что Федеральное авиационное управление США (FAA) ранее уже знало о горючести этого материала, но не ввело повсеместный запрет на его использование, дав авиакомпаниям четыре года на замену.

Макет, демонстрирующий распространение пожара.
Выводы и последствия
Экипаж был признан действовавшим в соответствии с процедурами, и вина с пилотов была снята. Критике подверглось лишь решение о сбросе топлива, которое отняло время, но, как заключили следователи, даже без этого у пилотов не было шансов справиться с ситуацией — от первых признаков пожара до потери управления прошло всего 10 минут.
Ценный груз — картина Пикассо и драгоценности — был объявлен безвозвратно утерянным. Эта трагедия привела к ужесточению стандартов пожарной безопасности в авиации, пересмотру требований к материалам и системам электропроводки на борту самолетов.
«Расследование авиакатастрофы» в Telegram
https://t.me/rumayday/
Обратите внимание: В кабине не материться!.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Система развлечений и пожар в кабине пилотов.