В 1915 году компания Thomas B. Jeffery Company из штата Висконсин, известная своими грузовиками, начала собственный проект по созданию бронеавтомобиля. За основу было взято шасси полноприводного грузовика Quad. Несмотря на инновационный подход и потенциал машины, военное руководство США поначалу отнеслось к идее скептически и не проявило к ней большого интереса.
Тактико-технические характеристики
Jeffery Armored Car / Бронированный автомобиль на шасси Jeffery Quad
Страна: США
Производитель: Thomas B. Jeffery Company
Год выпуска: 1915
Количество выпущенных: 1 (прототип)
Экипаж: 3-4 человека
Бронирование: 3,8-5,1 мм
Вооружение: 1 пулемёт Hotchkiss M1909 Benét–Mercié
Боевая масса: около 4 тонн
Шасси: Jeffery Quad 4017
Двигатель: Buda, 5.1 л, 4-цилиндровый, 28 л.с.
На фото: американские военные у первого прототипа броневика. Возможно, на снимке установлен другой пулемёт.
Эта статья посвящена американской боевой машине, созданной на базе грузового шасси Jeffery Quad 4017. Ранее мы уже рассказывали о российских бронеавтомобилях на этом же шасси в материале: «Колесный танк Поплавко. "Джеффери". 1916. Серийные "Слоны Ганнибала" так и не ставшие танками».
Сложный путь полного привода и брони
История сочетания полного привода и бронирования оказалась долгой и непростой. Любопытно, что один из первых «классических» бронеавтомобилей, представленных военным, был как раз полноприводным и оснащался башней. К сожалению, этому проекту не повезло с заказчиком: консервативное командование Австро-Венгрии, одной из великих держав того времени, не оценило перспективную машину. Отличный Austro-Daimler Panzerwagen, созданный ещё в 1904-1905 годах, так и не пошёл в серию.
Austro-Daimler Panzerwagen, 1904-1905 гг.
Несмотря на появление в 1913-1914 годах во Франции и США (FWD, Jeffery Quad) вполне подходящих для бронирования полноприводных грузовиков, военные поначалу не рассматривали их как основу для боевых машин. Причина крылась в непонимании самой тактической роли мобильных бронированных единиц на поле боя. Даже когда для армий России, Великобритании и Франции стали массово строить броневики на базе обычных легковых и грузовых шасси, полный привод оставался прерогативой тылового транспорта. Первыми рискнули применить полноприводные бронемашины в России, создав серию из 30 бронеавтомобилей «Джеффери-Поплавко» для прорыва укреплённых линий обороны. Однако этот проект во многом стал результатом случайности и экспериментов.
Бронеавтомобиль Джеффери-Поплавко, 1916 год.
В итоге, настоящую революцию на поле боя совершил гусеничный танк, а полноприводные бронеавтомобили надолго остались на периферии военной мысли. К их массовому использованию вернулись лишь в годы Второй мировой войны. Однако США начала XX века славились своим практичным подходом и умением реализовывать смелые идеи. Именно здесь, с её огромными расстояниями и плохими дорогами, родились первые серийные полноприводные грузовики, такие как FWD и Jeffery Quad 4017.
Рождение идеи
С началом Первой мировой войны суперинтендант (главный администратор) компании Thomas B. Jeffery Company, Джерри Де Коу (Jerry De Cou), предложил построить на базе полноприводного и полноуправляемого шасси Quad бронированный автомобиль. Такая конструкция обещала отличную проходимость и малый радиус разворота.
Базовое шасси Jeffery Quad 4017.
Главным недостатком американских полноприводных грузовиков того времени была относительно небольшая грузоподъёмность. Дополнительные редукторы и валы, обеспечивавшие привод на все колёса, увеличивали собственную массу и снижали полезную нагрузку. Например, Jeffery Quad 4017 при собственной массе около 2,4 тонн мог перевозить лишь около 1,36 тонн. Это накладывало серьёзные ограничения на толщину и вес бронирования. Однако Де Коу предложил не просто забронировать существующий грузовик, а создать специальное шасси с задним постом управления. Полноуправляемая трансмиссия Quad позволяла сделать это без особых сложностей. Необходимость заднего поста управления стала очевидной из первых отчётов о боевом применении броневиков в Европе.
Три прототипа и туманная история
15 мая 1915 года публике было представлено «Первое Американское шасси Боевой машины с задним управлением». Дальнейшая ранняя история бронеавтомобилей Jeffery окутана тайной. Сопоставляя данные из разных источников, можно предположить, что на первых трёх шасси было построено три различных варианта броневиков с разной компоновкой и бронированием. Один, с низким корпусом и одной башней, впоследствии стал основой для серийных машин канадской армии. Второй, высокий двухбашенный вариант, отправился в Мексику в экспедиционный корпус генерала Першинга. Третий, с восьмиугольной центральной надстройкой, оказался неудачным и развития не получил. Точная хронология появления этих вариантов до сих пор не установлена, поэтому многие детали носят предположительный характер.
Если рассуждать логически, то первым, вероятно, был построен самый простой вариант — с низким корпусом и одной вращающейся башней. Броневики Jeffery интересны тем, что это были чисто инженерные проекты. Их создатели, не имея чётких тактических требований, руководствовались общими соображениями о простоте, удобстве и технологичности, что характерно для американского подхода. Результатом этой работы стала машина, которую сложно назвать неудачной, но и до уровня полноценной боевой единицы она не дотягивала.
Бронекорпус, изготовленный из стальных листов толщиной 3,8 и 5,1 мм (0,15 и 0,2 дюйма) производства Bethlehem Steel Corporation, всё равно оказался слишком тяжёлым для шасси. Броня была тонкой и не обеспечивала надёжной защиты даже от обычных винтовочных пуль, а габариты машины были великоваты.
Конструктивно корпус представлял собой узкий «пенал», расширявшийся в районе круглой башни. Над местом водителя находилась небольшая рубка. Высокая башня позволяла стрелку вести огонь из пулемёта Hotchkiss M1909 Benét–Mercié с большими углами склонения и обеспечивала ему достаточное пространство. Построенный в первой половине 1915 года прототип не вызвал энтузиазма у американских военных, однако, возможно, привлёк внимание канадцев, которые как раз искали производителя для оснащения своей второй бронеавтомобильной бригады.
Эта статья рассказывает об одном из прототипов. Продолжение истории о других американских машинах на шасси Jeffery Quad читайте в следующем материале: «Полноприводный броневик Джеффери. Jeffery Armored Motor Car. 1915. Двухбашенный прототип для американской армии».
Другие материалы по теме
О грузовиках Jeffery Quad: Тактический транспорт США, Часть 2. Jeffery/Nash Quad. «Шишига» по-американски. 1913.
О первом полноприводном броневике: Austro-Daimler Panzerwagen (Austro-Daimler PzWg). 1905. Первый настоящий бронеавтомобиль.
О российских броневиках Джеффери-Поплавко: Колесный танк Поплавко. «Чародей». 1915. Неожиданный прототип.
Источники информации
STEVEN J. ZALOGA. NEW VANGUARD 254 EARLY US ARMOR Armored Cars 1915–40
ALBERT MROZ. American Cars, Trucks and Motorcycles of World War I: Illustrated Histories of 224 Manufacturers (McFarland, 2009)
Станислав Кирилец «Бронеавтомобили Джеффери». Техника и Вооружение. 2021, №3
Станислав Кирилец «Вездеход в Квадрате - "Джеффери"». Грузовик-пресс. 2021, №4
https://topwar.ru/72920-amerikanskie-broneavtomobili-pervoy-mirovoy-voyny.html
Больше интересных статей здесь: Оружие.
Источник статьи: Jeffery Armored Car. . Не комом.