Наша система спаривания очень сложна тем, что мы передаем свое состояние потомкам.
наследование богатства или статуса от родителей не является уникальным для человека. Есть птицы, которые наследуют родительскую территорию, которая остается, чтобы помочь им вырастить следующие пометы. Гиены (самки которых доминируют и превосходят численностью самцов) и многие обезьяны наследуют статус доминирования от своих матерей. Но люди довели эту привычку до уровня искусства. При этом они чаще стремятся передать наследство сыновьям, а не дочерям.
На первый взгляд это невыгодно. Человек, который оставит богатство последним, уверен, что оно перейдет к его внукам.
Но человек, который первым оставляет свое имущество, не может быть убежден, что внуки, унаследовавшие состояние, действительно его внуки. В некоторых матрилинейных обществах половые отношения настолько расстроены, что мужчины не могут быть уверены в отцовстве, а дяди по материнской линии играют социальную роль отцов.
В социально стратифицированных обществах бедняки часто ценят своих дочерей больше, чем сыновей. Но это не из-за неопределенности отцовства, а потому, что у бедных дочерей больше шансов размножаться, чем у бедных сыновей. Например, сын крестьянина-феодала имел высокие шансы остаться бездетным, а вот его сестра, бесцеремонно увезенная в местный замок, могла стать плодовитой наложницей. Вот почему, по некоторым сведениям, в 15 и 16 веках берфордширские фермеры оставили своим дочерям больше имущества, чем сыновьям.
Но в верхах сообщества наблюдалась обратная тенденция. Средневековые лорды часто отправляли своих дочерей в монастыри. Во всем мире богатые всегда поддерживали своих сыновей, и часто только одного из них. Богатый или влиятельный отец, который передает свой статус и богатство своим сыновьям, оставляет им все необходимое, чтобы они стали успешными любовниками, которые произведут много внебрачных сыновей. У дочери такой возможности нет.
Этот момент имеет интересное последствие: лучшее, что может сделать мужчина или женщина, — это родить богатому человеку законного наследника. Такая логика подсказывает, что Дон Жуан не может быть нечитаемым. Они должны соблазнять женщин с превосходными генами и превосходных мужей, тех, кто произведет самых продуктивных сыновей. В средние века это было доведено до уровня искусства. Прелюбодеяние с наследниками и женами великих вельмож считалось высшей формой рыцарской любви. А различные турниры были не более чем способом произвести впечатление на жен старших.
В то время, когда законные сыновья великого владыки наследовали от него не только состояние, но и полигамию, рогоносцы стали своего рода забавой. И желание произвести богатых наследников стало главным камнем преткновения между церковью и государством. К этому привел ряд не связанных между собой событий, произошедших примерно в 9 веке. Власть королей слабела, а местные феодалы росли. Когда было установлено первородство, лорды стали больше заботиться о рождении законных наследников. Они развелись с бесплодными женами и оставили свое состояние старшим сыновьям. В то же время христианство, которое было в силе, боролось с конкурентами за господствующие позиции в Северной Европе. Ранняя церковь была одержима браком, разводом, полигамией, прелюбодеянием и инцестом. Еще одним важным моментом было то, что в 10 веке она начала набирать монахов и священников из аристократии.
Однако одержимость церкви сексуальностью была довольно избирательной. Она мало говорила о полигамии или производстве большого количества внебрачных детей (хотя и то, и другое было широко распространено и в целом противоречило церковному учению), но сосредоточилась на трех вещах. Сначала о разводе, повторном браке и усыновлении. Во-вторых, грудное вскармливание и периоды полового воздержания. В-третьих, о «кровосмешении» и запрещении брака между людьми определенной степени родства. Во всех трех случаях церковь делала все, чтобы у сеньоров не было законных наследников. Мужчина, который следовал указаниям церкви в 1100 году, не мог развестись с бесплодной женой; ни в коем случае он не мог жениться повторно, пока была жива первая жена; не мог «узаконить» своего незаконнорожденного наследника; не мог заниматься любовью с женой «три недели на Пасху, четыре на Рождество, от часу до семи на Троицу», а также в воскресенья, среды, пятницы, субботы (дни покаяния и проповедей) и в разные праздники; не мог произвести законного наследника от жены, если она была его двоюродной сестрой до восьми лет, что исключало из числа потенциальных жен самых знатных женщин на 300 миль вокруг; его жена не могла отдать свою маленькую дочь медсестре, чтобы быстро вернуться в фертильное состояние и зачать второго ребенка (надеясь, что теперь это будет сын). Все это использовалось в длительной кампании против рождения законных наследников. Эта битва между церковью и сеньорами за наследство началась, когда первые стали заполняться младшими братьями богачей. Представители церкви (унаследованные младшими сыновьями) пытались регулировать сексуальные обычаи, чтобы увеличить состояние церкви или даже вернуть себе имущество и титулы. Роспуск монастырей Генрихом VIII последовал за его разрывом с Римом. Что, в свою очередь, было связано с неодобрением последним развода Генриха с бездетной Екатериной Арагонской. Это хорошая иллюстрация всей истории отношений между церковью и государством.
Их борьба — лишь частный случай в череде пестрых эпизодов борьбы за богатство. Право на первородство — важнейший способ сохранить в семье богатство и связанную с ним полигамию, передать их следующим поколениям. Но были и другие способы разбогатеть. Во-первых, сам брак. Жениться на богатой наследнице — самый простой способ. В то же время стратегический брак и первородство работают друг против друга: если женщина не унаследует отцовский капитал, жениться на ней не получится. Однако среди представительниц королевских династий Европы, где право на наследование престола имело также большинство женщин (при отсутствии кандидатов-мужчин), любой наследник всегда мог найти себе в жены хорошую кандидатуру. Элеонора Аквитания «принесла» английским королям большой кусок Франции. Война за испанское наследство началась только для того, чтобы помешать французскому королю занять там трон, что, как он утверждал, было результатом стратегического брака. До начала 20 века, когда английские аристократы женились на дочерях американских миллионеров, союзы многодетных семей были надежным способом накопления богатства.
Другим вариантом, в основном практиковавшимся рабовладельческими династиями американского Юга, был брак внутри семьи. Мужчины там женились на своих двоюродных сестрах чаще, чем кто-либо другой. Около половины браков были внутрисемейными или заключались в «обмене родственниками» (когда, например, два брата женились на двух сестрах). В тот же исторический момент в семьях северян родственными были только 6% браков. Богатство лучше строить на земле, которая, будучи небольшой, всегда в цене, а не на везении бизнесмена, который кому-то улыбается, а от кого-то отворачивается.
Но если кто-то попытается использовать брак для накопления богатства, то другие помешают ему это сделать. У верховных правителей в этих вопросах есть свои интересы и инструменты их соблюдения. Одним этим обстоятельством можно объяснить распространенность запретов на кровосмесительные браки между двоюродными братьями и сестрами в одних обществах и отсутствие таковых в других. Брак наиболее строго регулируется в наиболее социально стратифицированных группах населения. У бразильских трумаи, немного отличающихся по достатку, браки между двоюродными братьями просто не одобряются. Среди более социально стратифицированных восточноафриканских масаи он наказывается «жестокой поркой». У инков любого, кто опрометчиво женился на своей родственнице (в довольно широком смысле), лишали глаза, а затем четвертовали. Император был, конечно, исключением (его жена была его родной сестрой), и от Пачакути возникла традиция жениться на всех своих сводных сестрах. Все эти правила никак не связаны с генетическим ущербом инцеста: они позволяли правителям не допускать накопления богатства в семьях, отличных от его собственной. Поэтому они сделали для себя исключение из всех правил.
По книге М. Ридли "Секс и эволюция человеческой природы".
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Знать, церковь и стратегии размножения.