3 мая 1985 года самолет Ту-134 Аэрофлота выполнил пассажирский рейс по маршруту Таллинн (Эстония) - Львов (Украина) - Кишинев (Молдова). Экипаж состоял из 9 человек. В салоне 73 пассажира, в том числе дети. В полдень лайнер подлетает ко Львову и начинается высадка экипажа.
Ту-134
Пока Ту-134 готовится к посадке, из аэропорта Львова взлетает военно-транспортный Ан-26 ВВС СССР. На борту находится высшее руководство ВВС Прикарпатского военного округа, в частности начальник авиации генерал-майор Крапивин Е.И., члены его семьи, а также другие военачальники. Всего на борту Ан-26 находилось 15 человек, в том числе 6 членов экипажа.
Ан-26
Экипаж пассажирского Ту-134 докладывает диспетчеру Шевченко, что находится в районе аэропорта на высоте 7800 метров. Он допускает снижение до 4200 метров. Но вскоре он вынужден передумать из-за того, что другой самолет (Ан-24) пролетел по взлетно-посадочной полосе на высоте 4500 метров и дал указание пилотам снижаться до высоты 4800 метров. Через несколько минут, когда встречная сторона пересекла трассу, диспетчер Шевченко разрешил экипажу лайнера продолжить снижение до высоты 4200 метров. Он также предупреждает экипаж о приближающемся самолете, летящем на высоте 3900 метров.
Этим встречным самолетом оказался военный Ан-26. Когда пассажирский маршрут только входил в зону аэропорта, перевозчик уже взлетел и достиг высоты 1800 метров, о чем доложил диспетчеру подхода Савчуку. Тот, в свою очередь, разрешил экипажу набор высоты 4500 метров, но через минуту тоже передумал и дал указание набирать высоту 3900 метров из-за встречного самолета (того же Ан-24). Через 5 минут, когда носитель достиг заданной высоты, диспетчер захода на посадку неправильно определяет отметку Ан-26 на обзорной РЛС и путает ее с отметкой другого самолета - Ан-24 впереди. Из-за этого он ложно информирует экипаж и сообщает, что они находятся на расстоянии 65 км от аэродрома (на самом деле расстояние было 56 км). После этого он переводит связь с экипажем Ан-26 на коммутатор Шевченко. К этому времени Ту-134 уже снизился до 4200 метров, и Шевченко перевел свой экипаж на связь с диспетчером подхода Савчуком.
Экипаж Ан-26 запрашивает разрешение на набор высоты 5700 метров, но Шевченко отказывается из-за летящего рядом Ту-134. Шевченко уведомил летчиков, что они находятся на расстоянии 60 км от аэродрома. Летчики, которым полминуты назад сообщили о совсем другом удалении, не придали этому значения и подтвердили слова Шевченко. Так что Ан-26 продолжает летать на высоте 3900 метров. Через 2 секунды диспетчер разрешает экипажу Савчука Ту-134 снизиться с высоты 4200 метров до 3600 метров для посадки.
Диспетчер Шевченко подслушивает эти разговоры и пытается предупредить Савчука об ошибке, но ни Савчук, ни командир полета не предприняли своевременных действий. Менее чем через минуту оба экипажа наблюдают, как они летят друг на друга и резко поворачивают вправо. Но дистанции не хватает и самолеты сталкиваются. Ту-134 и Ан-26 уничтожают в воздухе, падают на землю и взрываются. Все 94 человека с обеих сторон погибли.
Обломки Ту-134
Оба экипажа были очень опытными, поэтому низкий уровень подготовки пилотов не мог быть причиной катастрофы. Посланники были главными обвиняемыми. В результате расследования было установлено, что бортдиректор Александр Квашнин допустил множество существенных нарушений в организации работы передач и не принял достаточных мер по обеспечению безопасности полетов.
Обломки Ан-26
Полпред Савчук допустил следующие нарушения:
• неправильно определил фактическое расстояние от аэропорта до самолета Ан-26 и передал управление соседнему диспетчеру;
• после принятия самолета Ту-134 в управление воздушным движением не сообщил экипажу о наличии встречного самолета, находящегося в 10 км от ВПП;
• При выдаче разрешения на дальнейшее снижение экипаж Ту-134 неправильно определил взаимное положение Ту-134 и Ан-26 и не смог указать интервалы при расхождении самолетов.
Раньше Савчук работал летчиком, но в 48 лет вышел на пенсию. Затем он переквалифицировался в делопроизводителя и в сентябре 1984 года был принят на самостоятельную работу. Результаты расследования показали, что уровень подготовки летного директора Александра Квашнина и полетного руководителя Савчука оказался низким, а их практический опыт работы и квалификация признаны неудовлетворительными.
«Расследование авиакатастрофы» в Telegram
https://t.me/rumayday/
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Столкновение над Украиной.