Сон в кабине пилота: скрытая реальность ночных рейсов и проблема усталости экипажа

Раннее утро, рейс Пекин-Гуанчжоу. Экипаж, поднявшийся в 3 часа ночи, борется с крайней усталостью. С набором высоты давление в салоне падает, что лишь усиливает непреодолимое желание спать.

В такой ситуации капитан обращается ко второму пилоту, чтобы проверить его состояние. Получив утвердительный ответ, командир передает управление по стандартной процедуре: «Вы контролируете». Второй пилот подтверждает: «Я контролирую». Убедившись в надежности коллеги, капитан откидывается и, под монотонный гул двигателей и переговоры в эфире, почти мгновенно проваливается в сон.

Пробуждение наступает от голоса диспетчера, вызывающего самолет. Открыв глаза, капитан с ужасом обнаруживает, что его сменщик тоже крепко спит. На срочный вызов просыпается и третий член экипажа, выражая свои чувства не самым литературным образом.

Эта история, как признается автор, далеко не единичный случай. Хроническое недосыпание и усталость — частые спутники пилотов по всему миру, что порой приводит к ситуации, когда оба пилота в кабине ненадолго отключаются. Бывает и состояние «сна с открытыми глазами», провала в памяти на несколько минут, из которого может вывести лишь краткий, буквально на 7-10 секунд, микросон.

В такие моменты не помогают ни кофе, ни холодная вода, ни другие стимуляторы.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Регламентированный отдых или самоуправство?

Многие авиакомпании формально допускают так называемый «управляемый сон» во время ночных полетов — не более 30 минут, чтобы не погрузиться в глубокую фазу. Однако автор с иронией относится к этой формулировке, сравнивая сон не с контролируемым процессом, а с чем-то стихийным, вроде оргазма. Возможно ли по-настоящему управлять сном без специальных практик?

Ключевым фактором безопасности становится человеческий фактор и доверие внутри экипажа. Когда пилоты давно работают вместе и уверены в ответственности друг друга, можно спокойно вздремнуть, зная, что напарник не подведет. Однако встречаются и безответственные коллеги, оставлять которых одних в кабине страшно. Иногда, отлучившись буквально на минуту, возвращаешься и видишь, что второй пилот уже дремлет, уткнувшись в планшет или запрокинув голову.

Автор утверждает, что не знает ни одного пилота — от рядового до руководящего состава, — который бы ни разу не спал во время ночного рейса. Это повседневная реальность профессии. Вопрос лишь в том, насколько ответственным окажется человек, которому ты доверил управление лайнером.

Завершая свой откровенный рассказ, автор надеется, что не напугал читателей, а лишь пролил свет на одну из сторон работы авиаторов.

С вами был летчик Миша, лидер рок-группы «САХАЛИН». Спасибо за внимание, друзья! Если вам нравятся мои статьи, пожалуйста, поддержите мой канал пожертвованиями.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Можно ли пилотам спать "за рулем".