Авиакатастрофа над Львовом: трагическое столкновение Ту-134 и Ан-26 в 1985 году

3 мая 1985 года произошла одна из самых масштабных авиакатастроф в небе над Украиной. Пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот», выполнявший рейс из Таллинна во Львов и далее в Кишинев, столкнулся в воздухе с военно-транспортным Ан-26. На борту двух воздушных судов находилось 94 человека — все они погибли.

Ту-134 — пассажирский самолет, участвовавший в трагедии.

Роковое стечение обстоятельств

В тот день Ту-134 с 9 членами экипажа и 73 пассажирами, включая детей, приближался ко Львову для промежуточной посадки. Практически одновременно из аэропорта Львова взлетел военный Ан-26. На его борту находилось высшее руководство авиации Прикарпатского военного округа во главе с генерал-майором Е.И. Крапивиным, члены их семей и экипаж — всего 15 человек.

Военно-транспортный самолет Ан-26.

Череда ошибок диспетчеров

Управление воздушным движением в районе аэропорта Львова в тот момент осуществлялось с серьезными нарушениями. Диспетчеры Шевченко и Савчук, координирующие полеты, допустили ряд критических ошибок:

Экипажу Ту-134 первоначально было разрешено снижение до 4200 метров, затем из-за другого воздушного судна (Ан-24) высоту изменили до 4800 метров, а позже снова разрешили снизиться до 4200 метров. При этом диспетчеры знали о присутствии в том же районе Ан-26, набиравшего высоту.

Для Ан-26 была назначена крейсерская высота 3900 метров. Однако диспетчер подхода Савчук неправильно идентифицировал отметку самолета на радиолокаторе, спутав его с другим Ан-24, и передал экипажу неверные данные о расстоянии до аэродрома. Эта ошибка стала роковой.

Неизбежная катастрофа

Вскоре диспетчер разрешил Ту-134 снизиться до 3600 метров, фактически направив его на пересекающийся курс с Ан-26, который продолжал полет на высоте 3900 метров. Несмотря на то что диспетчер Шевченко пытался предупредить коллегу об опасном сближении, своевременных действий предпринято не было.

Экипажи обоих самолетов, увидев друг друга в последний момент, предприняли отчаянную попытку избежать столкновения, резко отвернув вправо. Но дистанция и время были уже исчерпаны. Произошло лобовое столкновение. Оба самолета разрушились в воздухе, их обломки упали на землю.

Место падения обломков Ту-134.

Причины и выводы расследования

Последующее расследование установило, что оба экипажа были опытными, и причина катастрофы крылась не в их ошибках. Вина была возложена на диспетчерские службы и системные недостатки в организации воздушного движения.

Бывший летчик, диспетчер Савчук, который недавно переквалифицировался и был допущен к самостоятельной работе, допустил ключевые нарушения: неверно определил местоположение Ан-26, не обеспечил безопасный интервал между самолетами и не проинформировал экипаж Ту-134 о близости другого воздушного судна.

Начальник смены Александр Квашнин был признан виновным в плохой организации работы и недостаточном контроле за действиями подчиненных. Расследование показало неудовлетворительный уровень подготовки и квалификации ответственных диспетчеров.

Обломки военно-транспортного Ан-26.

Эта трагедия стала горьким уроком, подчеркнувшим критическую важность четкой координации, высокой квалификации диспетчеров и безупречного соблюдения всех процедур управления воздушным движением.

«Расследование авиакатастрофы» в Telegram

https://t.me/rumayday/

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Столкновение над Украиной.