Необычные советские танки XX века: инженерные решения, опередившие время

Современные танки поражают своим футуристичным дизайном, но их количество относительно невелико. Совсем другая картина наблюдалась в XX веке, особенно в СССР, где инженерная мысль била ключом, порождая огромное множество экспериментальных и серийных моделей. Некоторые из этих разработок были настолько смелыми и неординарными, что и сегодня вызывают удивление. Давайте познакомимся с парой самых необычных примеров советской танковой мысли.

Объект 760: танк на воздушной подушке

Ярким воплощением инженерной смелости стал Объект 760, разработанный в начале 1960-х годов. Эта машина кардинально отличалась от всего, что было создано до неё. Её главной особенностью стала воздушная подушка, на которую опирался сравнительно лёгкий (всего 6 тонн) корпус.

Принцип работы был следующим: два массивных воздухозаборника засасывали воздух и нагнетали его под днище, создавая мощную воздушную прослойку. Это давало танку фантастическую проходимость и уникальное тактическое преимущество: удельное давление на грунт составляло всего 0,35 кгс/см². Благодаря этому танк мог практически бесшумно и безопасно перемещаться по самым сложным поверхностям, включая болота и... минные поля. Мины, рассчитанные на давление гусениц обычной машины, просто не срабатывали под лёгким «Объектом 760».

Обратите внимание: Топ 5 лучших танков в мире.

Танки с реактивным ускорением

Ещё одним экстравагантным направлением стали эксперименты по оснащению серийных танков ракетными или реактивными ускорителями. Цель была ясна и прагматична: обеспечить машине возможность совершать резкий, мощный бросок для преодоления сложного участка местности или для быстрого занятия выгодной позиции.

Так, на базовый танк Т-54 устанавливались ракетные ускорители. А на плавающий танк ПТ-76 инженеры пошли ещё дальше, смонтировав два турбореактивных двигателя (ТРД) от пассажирского самолёта Як-40. Результат превзошёл ожидания: проходимость машины возросла в разы. Например, такой танк мог с ходу взбираться по заснеженным склонам крутизной до 32 градусов. Это решение решало не только задачу проходимости, но и повышало живучесть танка, позволяя ему стремительно выдвигаться на рубеж атаки и так же быстро отходить из-под огня противника.

Эти проекты, пусть и не пошедшие в крупную серию, наглядно демонстрируют неиссякаемую изобретательность конструкторов прошлого века. Они смело ломали стереотипы, ища нестандартные пути для повышения мобильности и эффективности бронетехники.

Как вам такие инженерные решения? Расскажите о своих впечатлениях в комментариях к посту!

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Однако в двадцатом веке танков было огромное множество.