Алгоритм действий экипажа при ухудшении самочувствия пассажира на борту

На крейсерской высоте, например, 11 000 метров, давление воздуха в салоне самолета искусственно поддерживается на уровне, соответствующем примерно 2 400 метрам над землей. Однако даже такие условия могут спровоцировать обострение хронических болезней, усилить воздействие алкоголя или просто стать причиной недомогания. Особенно часто с подобными ситуациями пилоты сталкиваются на популярных курортных направлениях.

Когда пассажиру становится плохо — будь то по его собственной жалобе или потому, что он внезапно потерял сознание, — в действие вступает четкий алгоритм, отработанный до автоматизма.

Первые действия бортпроводников

Экипаж салона, прошедший серьезную подготовку по оказанию первой помощи, немедленно приступает к помощи. Старший бортпроводник по громкой связи оповещает салон и просит откликнуться медицинских работников, если они есть на борту. Параллельно он связывается с командиром воздушного судна и докладывает ключевую информацию:

  • Текущее состояние пассажира (в сознании ли, как дышит).
  • Какие меры уже приняты (например, дали кислород).
  • Насколько эти меры эффективны.
  • Место пассажира в салоне.
  • Дополнительные детали: есть ли врач, летит ли пассажир один или с сопровождением, употреблял ли алкоголь.

Эта информация критически важна, так как на ее основе капитан будет принимать решение о дальнейших действиях всего лайнера.

Принятие решения в кабине пилотов

Получив доклад, летный экипаж оценивает степень риска для жизни и здоровья человека. Часто ситуация развивается по стандартному сценарию: после оказания первой помощи (например, подачи чистого кислорода) пассажиру становится лучше, и полет продолжается по плану. Пилоты могут запросить у диспетчера снижение до более комфортного эшелона и, на всякий случай, уточнить запасные варианты для посадки.

Однако если состояние пассажира остается тяжелым или ухудшается, командир без колебаний принимает решение о вынужденной посадке в ближайшем аэропорту, способном принять самолет. Некоторые авиакомпании имеют четкие внутренние инструкции (например, при температуре выше 39.4°C), которые обязывают экипаж идти на посадку.

Такое решение — это колоссальные расходы для авиакомпании, которые могут исчисляться миллионами рублей из-за сожженного топлива, платы за посадку, размещения пассажиров и т.д. Пилот, принявший такое решение, может столкнуться с проверками. Но для любого профессионального экипажа приоритет всегда один — человеческая жизнь, и этот принцип не обсуждается.

История из жизни: Ночной рейс Анталия — Санкт-Петербург

Летом 2018 года, выполняя ночной рейс, мы с напарником Пашей только поужинали после взлета и предавались ностальгическим воспоминаниям об играх детства. Идиллию прервал бортпроводник: в хвосте самолета молодая девушка потеряла сознание и тяжело дышала.

Паша мгновенно преобразился из отдыхающего коллеги в собранного командира. Пока я шел в салон, он уже готовился к действиям. В хвосте царила напряженная, но организованная суета. Над девушкой, лежащей в проходе, работала женщина-врач с восточной внешностью. Ее уверенные, почти командирские распоряжения («Принеси воды!», «Дай полотенце!») моментально наводили порядок вокруг. Ее харизма была поразительной.

Я доложил Паше, что девушка без сознания. Ответ был лаконичным и решительным: «Понятно, давайте повернемся». Буквально через 30 секунд огромный Airbus A330 с 350 пассажирами на борту лег в разворот и начал снижение для возврата в Анталию. Никто в экипаже в тот момент не думал о стоимости маневра — только о спасении человека.

После посадки и передачи девушки медикам мы, дозаправившись, снова взлетели. Лишь на следующий день, вернувшись в Анталию, мы узнали от представителя авиакомпании, что с пассажиркой все в порядке — она пришла в себя в больнице. Эта новость обрадовала нас так, словно речь шла о близком человеке. Хочется еще раз мысленно поблагодарить ту самую женщину-врача, чьи уверенные действия в критический момент вселили в всех надежду.

С вами был пилот Миша, лидер группы «САХАЛИН». Берегите себя и своих близких. Спасибо за внимание.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Если пассажиру стало плохо. Действия пилота. История из жизни.