Экстренная ситуация в небе: как экипаж принимает решение о вынужденной посадке

Во время полета на высоте около 11 километров давление в салоне самолета искусственно поддерживается на уровне, соответствующем высоте примерно 2 400 метров. Однако даже такие условия могут спровоцировать обострение хронических болезней у пассажиров. Кроме того, в разреженном воздухе алкоголь оказывает более выраженное воздействие на организм. Чаще всего подобные проблемы со здоровьем у пассажиров возникают на рейсах, следующих на курорты.

Если пассажиру становится плохо, его соседи или он сам обращаются за помощью к бортпроводникам. Иногда человек может внезапно потерять сознание. В таких ситуациях экипаж, прошедший специальную подготовку по оказанию первой помощи, немедленно начинает действовать.

Алгоритм действий бортпроводников

Первым делом старший бортпроводник по громкой связи оповещает салон и спрашивает, есть ли на борту врач или медработник. Параллельно он информирует командира воздушного судна (капитана) о происшествии. В докладе обязательно указывается:

  • Текущее состояние пассажира.

  • Какие меры первой помощи уже были предприняты.

  • Насколько эти меры оказались эффективными.

  • Номер места, на котором сидит пострадавший.

  • Любая дополнительная информация: подтверждено ли наличие врача на борту, летит ли пассажир один или с сопровождающими, были ли признаки употребления алкоголя.

Особый акцент делается на оценке состояния человека, так как на основе этих данных командир должен принять ключевое решение о дальнейших действиях.

Как действует летный экипаж

Получив информацию от бортпроводников, пилоты анализируют степень риска для жизни и здоровья пассажира. Обычно ситуация развивается по стандартному сценарию. Сначала экипаж может принять выжидательную тактику, особенно если после оказания помощи (например, подачи кислорода) человеку стало лучше. При этом самолет может снизиться до более комфортного эшелона, а диспетчерам запрашивается корректировка маршрута на случай ухудшения ситуации.

В большинстве случаев этих мер достаточно, и полет благополучно продолжается до пункта назначения. Однако если состояние пассажира не улучшается или ухудшается, командир без колебаний принимает решение о вынужденной посадке в ближайшем аэропорту, пригодном для приема воздушного судна.

Некоторые авиакомпании имеют четкие внутренние инструкции, регламентирующие такие решения. Например, критическим показателем может считаться температура тела выше 39,4°C, которую не удается сбить. Посадка из-за температуры 39,3°C на рейсе Москва–Бангкок, например, может повлечь за собой серьезные разбирательства для экипажа.

Важно понимать, что вынужденная посадка — это колоссальные финансовые затраты для авиакомпании, которые могут исчисляться миллионами рублей. Для такого серьезного отклонения от плана полета должны быть веские основания. Но для профессионального экипажа приоритет всегда один — сохранение человеческой жизни, и этот принцип не обсуждается.

Реальная история из практики пилота

Летом 2018 года мы выполняли ночной рейс Анталия–Санкт-Петербург–Анталия с двумя экипажами. По результатам игры «камень-ножницы-бумага» мой напарник Паша отправился в Питер, а я остался ждать обратного рейса в Анталии.

После взлета мы с Пашей ужинали в кабине, вспоминали детство и компьютерные игры. Внезапно в кабину вошел бортпроводник и сообщил, что в хвосте салона молодая девушка потеряла сознание и с трудом дышит.

Паша мгновенно сосредоточился на управлении, а я отправился в салон оценить обстановку. В проходе лежала без сознания женщина лет тридцати. Над ней на коленях была врач — уверенная в себе женщина лет пятидесяти, которая четко командовала окружающими, организуя помощь. Ее харизма и решительность поразили меня.

Я сразу же доложил Паше, что девушка не приходит в себя. Решение было принято мгновенно. Всего через 30 секунд наш Airbus A330 с 350 пассажирами на борту лег в разворот и начал снижение для возврата в Анталию. Мы даже не задумывались в тот момент о стоимости такого маневра — счет шел на минуты.

На земле девушку забрала скорая помощь, она все еще была без сознания. Через час, после дозаправки, мы снова взлетели. На следующий день, вернувшись в Анталию, мы узнали от представителя авиакомпании, что с пассажиркой все в порядке — она пришла в себя в больнице. Эта новость обрадовала нас, как если бы речь шла о близком человеке.

Хочется выразить огромную благодарность той женщине-врачу, которая так профессионально взяла на себя руководство помощью на борту. Возможно, кто-то из ее знакомых прочтет эту статью и передаст наши слова.

С вами был пилот Миша, лидер группы «САХАЛИН». Берегите себя и своих близких, здоровья вам и вашим семьям! Спасибо за внимание.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Каспийский монстр.