Конвертоплан, или «самолёт с поворотным крылом», представляет собой летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, способный, подобно вертолёту, взлетать с любой площадки, а затем развивать скорость, сравнимую со скоростью самолёта. На рубеже 1950-х и 1960-х годов эта идея захватила умы инженеров, породив ряд смелых, а порой и эксцентричных проектов, где техническая изобретательность порой брала верх над практической целесообразностью.
Первопроходец: VZ-2
Первой практической проверкой концепции стал аппарат VZ-2. Его создатели пошли по пути максимальной простоты: за основу взяли фюзеляж и силовую установку от вертолёта Bell 47, добавив к ним механизм поворота крыла. Главной задачей было доказать саму возможность такого полёта. Первый полёт состоялся в 1957 году, и концепция подтвердила свою работоспособность: гидравлика надёжно поворачивала крылья, а хвостовые винты обеспечивали устойчивость. Однако выявились и ключевые проблемы всего класса: ухудшение управляемости при переходе между режимами полёта и высокая парусность аппарата с вертикально расположенными крыльями, делающая его уязвимым для сильного бокового ветра.
Общий план VZ-2.
Вертикальный взлёт: мечта, столкнувшаяся с реальностью.
Более амбициозный проект: Hiller X-18
Следующим шагом стал более крупный и сложный Hiller X-18. Его фюзеляж был создан на базе транспортного самолёта. Аппарат оснащался тремя двигателями: двумя мощными турбовинтовыми агрегатами Allison T40 для создания подъёмной силы и дополнительным реактивным двигателем в хвосте для управления. Такая схема была далека от оптимальной по весу и расходу топлива, но для экспериментальной машины тех лет это было допустимо. Главным недостатком конструкции стало отсутствие синхронизации между основными двигателями, что создавало серьёзный риск при вертикальном полёте. После ряда испытаний, едва не закончившихся аварией, проект был закрыт.
Фюзеляж был взят от транспортного самолета Chase XC-122C и модифицирован во многих местах.
Испытания показали, что работа двигателей без синхронизации вызывает массу проблем.
Немногие автомобили могут похвастаться таким испытательным стендом.
Попытка создать практичную машину: LTV XC-142
Увидев потенциал технологии, военные заказали разработку полноценного транспортного конвертоплана. Победителем конкурса стал проект LTV XC-142. Это была уже серьёзная машина, рассчитанная на перевозку 4.5 тонн груза. Для обеспечения надёжности вертикального взлёта на ней установили четыре двигателя, связанные общей трансмиссией, которая также приводила в действие хвостовой винт для управления. Сложная автоматика должна была стабилизировать аппарат при повороте крыла.
Инженеры добросовестно трудились, чтобы выполнить сложную задачу.
Топливные баки и шарнирные соединения крыльев были перенесены на «крышу», чтобы освободить место в фюзеляже.
Позднее его также испытывали на палубе, но ВМФ был первым, кто отказался от такой машины.
Первый полёт XC-142 состоялся в 1964 году. Хотя машина летала, полностью решить проблемы управляемости и надёжности так и не удалось. Череда аварий, высокая сложность и стоимость, а также появление более практичных тяжёлых вертолётов, таких как CH-47 Chinook, поставили крест на проекте. XC-142 так и остался в истории авиации как масштабный и смелый, но тупиковый эксперимент.
Последний сохранившийся прототип.
Эпоха ранних конвертопланов стала временем дерзких инженерных поисков. Эти машины, от простого VZ-2 до сложного XC-142, доказали техническую возможность совместить вертолётный взлёт с самолётной скоростью, но также наглядно показали, насколько сложной и дорогой оказывается такая универсальность на практике.
_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Я пишу о необычных самолетах и истории. Я начал с аккаунта ВКонтакте «Fucking Aircraft Designers», если вам нравится авиация, можете заглянуть туда. Не прощайтесь!
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Поворот крыла целиком.