Создатели Ту-144 не должны были ограничиваться гражданским использованием своего детища: считалось, что высокие летные характеристики самолета могут пригодиться в военной сфере.
Одним из первых вариантов был стратегический ракетоносец — носитель трех баллистических ракет средней дальности, который располагался в бывшем пассажирском салоне. Рядом с ракетами планировали оборудовать комнату отдыха для членов экипажа, что позволило бы им нести дежурство прямо на борту своей боевой машины, обеспечивая высочайший уровень боевой готовности. Однако международные договоры об ограничении стратегических вооружений в 70-е годы запрещали баллистические ракеты воздушного базирования, а командование ВВС всячески отказывало машине нового комплекса, поэтому дальше эскизов этот вариант не пошел.
Авиационный комплекс для морской авиации готовился куда более серьезно. Он сочетал в себе разведывательный целеуказатель и ударный ракетоносец. Такой самолет мог в короткие сроки выйти в удаленные морские районы, обнаружить там корабли противника и «подсветить» их для атаки своими самолетами, кораблями и подводными лодками. При необходимости самолет сам может атаковать противника и оставаться для него практически неуязвимым. Проект получил название Ту-144МР.
Компоновка и основные характеристики Ту-144МР
РЛС, ЭВМ и другое бортовое оборудование позаимствовали у существующего Ту-22М, вооружение должно было состоять из двух новейших гиперзвуковых крылатых ракет Х-45.
Скорость более 7000 км/ч и высота полета более 30 км исключали перехват этих ракет даже новейшими средствами ПВО и перехватчиками F-14.
Подтверждением серьезности намерений стал визит серийных Ту-144 на аэродромы морской авиации «Североморск-1» и «Оленья» для проверки возможности базирования.
Посадка в Североморске
На стоянке в Оленегорске
Но этим планам не суждено было сбыться. Руководство ВМФ справедливо усомнилось в обещанных Туполевым характеристиках, указав на малую дальность полета (в 1,5-2,5 раза меньше проектной!), меньшую высоту полета и скорость реального Ту-144. Потенциальной проблемой выглядела и эксплуатация самолета, особенно освоение нового (и дорогого!) азотированного топлива Т-8.
В конечном итоге функции Ту-144МР были разделены между другими туполевскими машинами: дальним противолодочным Ту-142М и средним бомбардировщиком Ту-22М3.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Ту-144 на службе флота.