Миф о копировании и его разоблачение
В зарубежных авиационных сообществах под фотографиями советского сверхзвукового лайнера Ту-144 часто можно встретить пренебрежительные комментарии, называющие его «Конкордским» или «Конкордом». Авторы таких высказываний уверены, что советский самолет был просто скопирован с англо-французского «Конкорда». Однако это утверждение глубоко ошибочно, и в этой статье мы подробно разберем, почему никакого копирования не было и быть не могло.

Советские истоки: проекты-предшественники
Первые наработки по сверхзвуковому пассажирскому самолету (СПС) в ОКБ А. Н. Туполева появились задолго до европейских чертежей. Они базировались на отечественных проектах: дальнем бомбардировщике Ту-22 и стратегическом ударном самолете «135». В результате эскизный проект Ту-144 по своей компоновке во многом повторял проект Ту-135П, что свидетельствует о преемственности советских разработок.

Ту-135П — один из проектов-предшественников.
К работе активно подключился Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где было рассмотрено несколько десятков вариантов компоновки. В итоге от классического хвостового оперения и «утки» отказались в пользу более прогрессивной схемы. Параллельно в ОКБ-23 под руководством В.М. Мясищева разрабатывались оригинальные проекты М-53, М-55, основанные на решениях по стратегическому самолету М-50.

Проект Мясищева М-53.
Эволюция «Конкорда» и проекты по всему миру
Интересно, что первые эскизы «Конкорда» были куда более экзотичными: четыре двигателя располагались в двух вертикальных мотогондолах одна над другой, а крыло в плане напоминало букву «М». Со временем его форма стала более традиционной, но и она прошла через множество вариантов, которые тщательно изучались конструкторами.

В начале 1960-х годов к разработке СПС подключились и американские гиганты — Boeing, Lockheed и Douglas, однако их проекты, вроде Boeing-733, так и не вышли за стадию макетов.

Проект Boeing-733.
Внешнее сходство: причина и следствие
Когда в 1962 году были обнародованы первые эскизы «Конкорда», Туполев представил модель своего Ту-144. Внешнее сходство было разительным, а технические характеристики — очень близкими. Это породило слухи о копировании, которые подогревались историей шпионской операции «Брунгильда». В ходе нее советские агенты действительно получили доступ к чертежам «Конкорда» и, возможно, к некоторым системам управления.

Операция была пресечена в 1964 году, однако уже в следующем году на Парижском авиасалоне стороны начали официальное сотрудничество. С 1965 года проводились десятки встреч и консультаций, состоялся обмен образцами материалов и технологиями. Таким образом, оба самолета развивались не втайне друг от друга, а в ходе открытого обмена опытом.

Шарль де Голль осматривает модель Concorde на авиасалоне в Ле Бурже в 1963 году.

Программа Ле Бурже 1965 года с изображением будущего Конкорда.
Главная причина внешнего сходства прототипов кроется в законах аэродинамики. Оба самолета создавались для дальних сверхзвуковых полетов и должны были сохранять устойчивость на всех режимах. Это привело к выбору схожей аэродинамической схемы «бесхвостка» с тонким стреловидным крылом и отклоняемым носом для улучшения обзора пилотов.

Первый прототип Ту-144.

Первый прототип Конкорда.
Но уже на этом этапе были ключевые отличия. Двигатели Ту-144 располагались попарно под фюзеляжем, а у «Конкорда» — в двух отдельных мотогондолах под крылом. Важнейшим аргументом против копирования является хронология: Ту-144 впервые поднялся в воздух 31 декабря 1968 года, опередив «Конкорд» (2 марта 1969 года). Создать и построить сложнейший самолет за столь короткий срок, просто скопировав чужой проект, было физически невозможно.

Первый полет Ту-144 совершил раньше Конкорда - 31 декабря 1968 г против 2 марта 1969 г.
Обратите внимание: Как сильно менялась длина Конкорда во время полета?.
Этот факт сам по себе опровергает любые разговоры о прямом копировании. Можно с уверенностью сказать, что даже если бы «Конкорда» не существовало, советские инженеры все равно создали бы свой сверхзвуковой лайнер.

Прототипы Ту-144 и Конкорд.
Сердце самолета: принципиально разные двигатели
Основное различие заключалось в силовых установках. Двигатель НК-144, созданный на базе экспериментального НК-6, для поддержания крейсерской сверхзвуковой скорости был вынужден постоянно работать на форсаже, что делало его крайне неэкономичным.

Двигатель НК-144.
Англо-французский двигатель Bristol Olympus 593B использовал форсаж только для взлета и разгона до сверхзвука, после чего переходил на крейсерский режим. Это было принципиальное конструктивное отличие, полностью исключавшее копирование.

Двигатель "Олимп" 593Мк602.
Расхождение путей: серийные модификации
По мере развития проектов самолеты становились все менее похожими. Крыло серийного Ту-144 приобрело более «готическую», угловатую форму, отличавшуюся от плавных линий «Конкорда». Главным же нововведением советского лайнера стало переднее горизонтальное оперение (дестабилизатор), выдвигавшееся на взлете и посадке для улучшения управляемости.

Этот элемент вызвал огромный интерес у европейских конструкторов. По одной из версий, именно попытка французского истребителя «Мираж» сфотографировать работу этого крыла на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году привела к резкому маневру Ту-144 и его последующей катастрофе. В то время как у «Конкорда» носовая часть, хотя и опускалась, не имела такого управляемого элемента.

Ту-144Д СССР-77115 с выдвинутым передним оперением.

Предсерийный «Конкорд» с неподвижным носовым обтекателем.
Силовые установки также эволюционировали. «Конкорд» получил более мощные двигатели Olympus 593 Mk 621. Ту-144Д был оснащен новыми экономичными двигателями РД-36-51А, которые позволяли совершать сверхзвуковой полет без форсажа, но программа была закрыта до их окончательной доводки.

Olympus 593 в музее Safran.

РД-36-51А, выставочный зал НПО "Сатурн".
Явные конструктивные отличия
Различия были и в мелочах. Шасси «Конкорда» с четырьмя колесами на стойке убиралось в пространство между мотогондолами. У Ту-144 стойки размещались прямо под двигателями, что потребовало использовать множество колес меньшего диаметра, создав характерную «восьмиколесную тележку», а на первом прототипе их было и вовсе двенадцать.

Шасси Конкорд.

Ту-144 СССР-77106 в Монино. Хорошо видна многоколесная тележка шасси.

Первый прототип Ту-144 СССР-68001 с 12-колесными тележками.
Итоги эксплуатации
Судьбы самолетов сложились по-разному. Ту-144 перевозил пассажиров на линии Москва — Алма-Ата менее семи месяцев. «Конкорд» же находился в коммерческой эксплуатации 27 лет, завершив ее в 2003 году, несмотря на катастрофу в 2000-м.
В этой статье мы лишь кратко рассмотрели ключевые различия в истории, конструкции и судьбе двух легендарных сверхзвуковых лайнеров. Этого достаточно, чтобы понять: называть Ту-144 «Конкордским» так же нелепо, как именовать «Конкорд» «Туполевским». Подобные прозвища выдают лишь поверхностное знакомство с историей авиации и не имеют под собой никаких технических оснований.

Сохранена авторская манера письма.
Оригинал
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: О различиях Ту-144 и Конкорда.