Нередко в комментариях зарубежных любителей авиации под фотографиями самолета Ту-144 встречаются однотипные комментарии, которые высоко ценятся другими пользователями. Все они называют самолет «Конкордский» или «Конкордский» и предполагают, что Ту-144 был скопирован с англо-французского самолета.
В этой статье я опровергну это утверждение и покажу, что никакого копирования не было и быть не могло.
Первые технические предложения по сверхзвуковому пассажирскому самолету (СПС) в ОКБ А. Н. Туполева базировались не на европейских чертежах, а на проектах дальнего бомбардировщика Ту-22 и стратегического ударного самолета 135. В результате эскизный проект Ту-144 по компоновочным решениям повторял проект Ту-135П.
Ту-135П
Затем к работе подключился ЦАГИ. Там было рассмотрено несколько десятков возможных вариантов компоновки. В результате отказались от «нормальной» компоновки горизонтального оперения в хвостовой части, а также от «утиной» компоновки».
Помимо Туполева, ОКБ-23 В.М. Мясищева. Еще в конце 1950-х годов были составлены предложения по нескольким оригинальным проектам М-53, М-55А, М-55Б и М-55В, основанные на технических решениях по стратегическому самолету-носителю М-50/М-52.
Мясищев М-53
Эскизный проект будущего «Конкорда» был еще более экзотичным: четыре двигателя в двух вертикальных мотогондолах располагались один над другим на полуразмахе крыла. Корневые части крыла имели очень большую отрицательную стреловидность, а внешние такую же положительную стреловидность таким образом, что в плане самолет выглядел как буква «М».
В дальнейшем форма европейской СЭС стала более «традиционной», но и она может быть самой разной — вот варианты, которые рассматривали конструкторы:
В начале 1960-х свои проекты начали разрабатывать компании Boeing, Lockheed и Douglas. Однако дальше постройки макетов они не пошли.
Проект Боинг-733
Первые эскизы «Конкорда» появились в 1962 году, и Туполев тут же продемонстрировал свою модель будущего Ту-144. Внешне он был похож на копию «Конкорда», да и технические характеристики обоих самолетов оказались очень близкими.
Возможно, этому способствовала шпионская операция под кодовым названием «Брунгильда». Более 20 агентов советских и восточноевропейских спецслужб смогли достаточно точно скопировать чертежи «Конкорда». Ту-144 также мог быть оснащен самой современной системой управления, разработанной во Франции и полученной путем шпионажа.
Операция «Брунгильда» была прервана в 1964 году, когда по личному приказу президента Шарля де Голля в СССР был депортирован организатор многих секретных операций и представитель советской авиакомпании «Аэрофлот» в Париже Сергей Павлов.
Шарль де Голль осматривает модель Concorde на авиасалоне в Ле Бурже в 1963 году
Несмотря на шпионский скандал, в следующем году на Парижском авиасалоне европейским разработчикам было сделано предложение о совместной разработке самолета, которое было принято. С 1965 года проводились консультации с французскими разработчиками «Конкорда», состоялось более десятка встреч и 65 докладов с каждой стороны.
Программа Ле Бурже 1965 года с изображением будущего Конкорда
Также состоялся обмен образцами сплавов АК4-1 и АУ2ГН, из которых планировалось построить соответственно Ту-144 и Конкорд. Позже на конференции во Всероссийском институте легких сплавов (ВИЛС) французские и советские металлурги обсудили результаты изучения переданных образцов сплава.
Таким образом, оба самолета родились не путем копирования, а путем совместного обмена мнениями и технологиями.
Что же касается внешнего сходства, то аэродинамический облик обоих самолетов определялся достижением дальнего полета на сверхзвуковом крейсерском режиме при соблюдении необходимых характеристик устойчивости и управляемости на взлете и посадке. В результате оба первых прототипа были очень похожи по компоновочным решениям.
Первый прототип Ту-144
Самолеты выполнены по схеме «бесхвостка» с тонким стрельчатым крылом (т.е с наплывом на передней части фюзеляжа). Оба были оснащены загнутым вниз носком для улучшения обзора при взлете и посадке.
Первый прототип Конкорда
Основное отличие заключалось в расположении двигателей — у Ту-144 двигатели находились попарно под фюзеляжем, вплотную друг к другу, а у «Конкорда» они располагались в двухмоторных мотогондолах примерно с половиной размаха крыла.
Первый полет Ту-144 совершил раньше Конкорда - 31 декабря 1968 г против 2 марта 1969 г.
Обратите внимание: Как сильно менялась длина Конкорда во время полета?.
Уже один этот факт позволяет отсечь все разговоры о копировании Ту-144 в общепринятом понимании. Можно не сомневаться, что даже если бы Конкорда никогда не существовало, Туполев рано или поздно создал бы свой СПС.Прототипы Ту-144 и Конкорд
Причем основная ответственность за создание СПС ложилась не на авиаконструкторов, а на инженеров-двигателей.
Двигатель НК-144 был разработан в Куйбышеве под руководством Н.Д.Кузнецова на основе его собственной разработки по НК-6, испытания которого начались еще в 1958 году. Этот двигатель создавался для бомбардировщика Ту-22 и разведчика Ту-123. БПЛА, но так и остался экспериментальным, в серию его не приняли.
Двигатель НК-144
НК-144 весь крейсерский полет работал на форсаже. Из-за этого это было крайне неэкономично, и Ту-144 с этими двигателями не мог выйти в район цели.
Двигатель Bristol Olympus 593B, наоборот, включал форсаж только при взлете и при разгоне до сверхзвуковой крейсерской скорости. Это было принципиальным отличием и опровергало любые предположения о копировании двигателя.
Двигатель "Олимп" 593Мк602
Хотя общение между группами конструкторов, занимавшихся дальнейшим развитием обоих СПС, продолжалось до 1979 г., пути развития самолетов на пути к серийному производству разошлись. Существенные изменения были внесены в конструкцию самолета.
Форма крыла серийного Ту-144 изменилась по сравнению с прототипом, оно стало более «готичным» (менее плавным) по форме, а отличие от крыла «Конкорда» стало еще более очевидным.
Серийный Ту-144 получил дестабилизатор в передней части фюзеляжа, выдвигающийся из фюзеляжа на взлетно-посадочных режимах. Это улучшило маневренность на малых скоростях и позволило приземляться на более низких скоростях.
Ту-144Д СССР-77115
Это крыло в носу настолько заинтересовало разработчиков «Конкорда», что на авиасалоне в Ле-Бурже в 1973 году они отправили «Мираж» для фотографирования работы переднего горизонтального оперения в полете. По одной из версий, чтобы уклониться от истребителя, экипаж Ту-144 CCCP-77102 совершил резкий маневр, приведший к разрушению авиалайнера в воздухе, катастрофе и повреждению.
Такое пристальное внимание к переднему оперению Ту-144 легко объяснить, ведь все «Конкорды», включая самые первые, оснащались только одним неподвижным крылом в носовой части.
Предсерийный «Конкорд»
С другой стороны, если у Ту-144 нос отклонялся вниз только для улучшения обзора, то у Конкорда дополнительно была возможность опускать лобовое стекло без изменения положения носа.
Изменения коснулись и силовой установки. Серия «Конкорд» получила двигатели «Олимп» 593Мк621 с увеличенной до 18 100 кгс тягой.
Olympus 593 в музее Safran
Позднее Ту-144 также получил новый, более экономичный и мощный двигатель — РД-36-51А с тягой до 20 000 кгс, благодаря чему дальность полета увеличилась на 1 400 км. Это позволяло совершать длительные сверхзвуковые полеты без использования форсажных камер. К сожалению, при закрытии программы Ту-144 этот двигатель так и не был "доведен до ума».
РД-36-51А, выставочный зал НПО "Сатурн
Еще одно яркое отличие заключается в тележке основных стоек шасси. На «Конкорде» шасси убирается в пространство между мотогондолами, а тележка оснащена четырьмя колесами обычного размера.
Шасси Конкорд
А у Ту-144 основные стойки шасси расположены непосредственно под гондолами двигателей, и затянуты между воздуховодами двигателей, что потребовало уменьшения размеров колес. Получилась чудовищная восьмиколесная повозка.
Ту-144 СССР-77106 в Монино
А на первом прототипе у каждого вагона было целых двенадцать колес!
Первый прототип Ту-144 СССР-68001
Наконец, несколько слов о продолжительности операции. Ту-144 перевозил пассажиров по маршруту Москва — Алма-Ата чуть менее семи месяцев. При этом коммерческая эксплуатация Concorde продолжалась более 27 лет, закончившись в 2003 году, несмотря на парижскую катастрофу 25 июля 2000 года.
В этой статье я лишь поверхностно коснулся существенных различий в истории развития и конструкции отечественных и англо-французских сверхзвуковых авиалайнеров. Но этого уже достаточно, чтобы пристыдить любого, кто презрительно называет Ту-144 «Конкордом». Такое прозвище имеет не больше оснований, чем называть Конкорд «Туполевским».
Тот, кто работает под именем Конкордский, лишь поверхностно разбирается в авиационной промышленности и показывает себя полным профаном, любителем и кабинетным аналитиком.
Сохранена авторская манера письма.
Оригинал
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: О различиях Ту-144 и Конкорда.