В лунной почве обнаружили следы местной воды

Китайский лунный посадочный модуль выявил на спутнике Земли следы присутствия местной воды. Теперь команда ученых определила, откуда на Луне взялась эта «важнейшая жидкость во Вселенной».

Посадочный модуль на Луне проводит спектральный анализ почвы, чтобы определить в ней присутствие водосодержащих минералов / ©10.1038/s41467-022-30807-5

Впервые о том, что на естественном спутнике Земли обнаружили следы воды, ученые узнали еще в 2020 году: тогда посадочный модуль «Чанъэ-5» с помощью бортового спектрометра выявил в лунной почве водосодержащие горные породы. Лабораторный анализ образцов почвы, доставленных на нашу планету спустя год, подтвердил первоначальные выводы. Теперь команда исследователей наконец-то определила, откуда вообще на Луне взялась вода.

Естественно, «лунную воду» нашли не в форме жидкости или хотя бы кристаллов льда: там нет открытых водоемов, и хотя место, где «Чанъэ-5» проводил исследования, носит название Океана Бурь, к земным океанам он не имеет никакого отношения.

На самом деле, «Чанъэ-5» обнаружил только гидроксилсодержащие породы, образовавшиеся в результате взаимодействия с водой.

Обратите внимание: Наса возобновляет испытания «мегалунной ракеты». Почему так много подробностей об этом было засекречено?.

Тем не менее гидроксильная группа в лунных породах — то же самое для лунной воды, что дым — для огня: это доказательство существования.

Многоэтапные лабораторные анализы показали, что гидроксильные группы в лунных породах происходят из двух разных источников. Небольшая их часть образовалась под воздействием солнечного ветра на поверхность спутника (похожие результаты получили при изучении образцов грунта, доставленных на Землю «Аполлоном-11»). Большую же часть гидроксильных групп представили в виде апатитов — вполне обычных горных пород как на Луне, так и на Земле.

Кристаллы апатита, содержащего фосфор минерала, входящего также в состав наших костей и зубов / © ru.wikipedia.org

Такое количество гидроксильных групп уже не могло образоваться только под воздействием солнечного ветра, отмечают ученые: вода должна была быть на Луне изначально и сыграть роль в процессе ее формирования. К тому же нахождение воды там может быть важно для потенциальной колонизации спутника и строительства первых человеческих поселений на его поверхности.

Китайские ученые планируют продолжить изучение Луны с помощью следующих посадочных модулей — «Чанъэ-6» и «Чанъэ-7»: в их основную задачу входят оценка и распределение водных ресурсов нашего спутника, включая полярные льды.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

#чанъэ-5 #астрономия #вода на луне #луна #лунный грунт #космос

Источник статьи: В лунной почве обнаружили следы местной воды.