До Октябрьской социалистической революции в русской армии танков не было. В 1917 году в ней насчитывалось всего 13 авто-бронедивизионов, кроме того, было несколько самокатных батальонов и рот и 7 бронепоездов.
Красная Армия в боях с интервентами, начиная с 1919 года, захватывала в числе трофеев и танки, главным образом английского и французского производства. Их ремонтировали и по мере обучения экипажей использовали в боях против белогвардейцев и интервентов. На заводах Советской России с ноября 1918 по март 1921 года изготовили 75 бронепоездов, 102 бронеплощадки и свыше 280 бронеавтомобилей.
Первый советский танк Отечественное танкостроение начало развиваться в годы Гражданской войны. По заданию Владимира Ильича Ленина сормовские рабочие и инженерно-технические работники в неимоверно трудный для страны период изготовили партию легких танков (15 машин) по типу трофейного французского танка "Рено". Первый советский танк, вышедший из ворот Сормовского завода 31 августа 1920 года, был назван "Борец за свободу тов. Ленин".
За время Гражданской войны были сформированы свыше 80 автобронеотрядов и 11 автотанковых отрядов. Из танков советского производства был сформирован седьмой автотанковый отряд, который, в частности, участвовал 23 февраля 1922 года в параде на Красной площади.
Начальная стадия советского танкостроения характеризовалась в значительной степени копированием конструкций иностранных танков. Но уже в то время проявился критический подход к заимствованию зарубежных идей. Не случайно первый советский танк нес в себе все основные черты "классического" танка, сохранившиеся до настоящего времени. К ним следует отнести размещение пушечного вооружения во вращающейся башне, расположение боевого отделения в средней части танка, а моторно-трансмиссионного - в задней, сравнительно низкий гусеничный обвод с задним расположением ведущего колеса и с упругими элементами подвески в ходовой части танка.
В 1927 году бронечасти Красной Армии были представлены только одним танковым полком и шестью автоброневыми дивизионами, не считая бронепоездов. На их вооружении состояло небольшое число танков иностранных образцов: 45 "Рикардо", 12 "Тейлор" и 33 "Рено". К тому времени на вооружение поступили 54 бронемашины советского производства, созданные на базе грузового автомобиля АМО Ф-15.
Одновременно были предприняты первые шаги в создании самоходной артиллерии. Так, в 1925 году на гусеничном тракторе была размещена 76-мм зенитная пушка.
Образованное в 1924 году в Москве Техническое бюро Главного управления военной промышленности ВСНХ, которое возглавлял инженер С.П. Шукалов, в числе других работ в области артиллерийской и танковой техники выполнило проект легкого танка Т-16. В нем впервые были воплощены оригинальные технические идеи и конструктивные решения советских танкостроителей. В частности, карбюраторный двигатель воздушного охлаждения был совмещен в едином блоке с коробкой передач и механизмом поворота, агрегат располагался поперек корпуса.
Летом 1925 года проект был передан заводу "Большевик" для окончательной разработки технической документации и изготовления опытного образца танка. По результатам испытания этого образца Реввоенсовет СССР 6 июля 1927 года принял танк под маркой МС-1 ("малый сопровождения") на вооружение Красной Армии. С ноября 1927 года доработанный вариант Т-18 был поставлен на производство. К 1 мая 1929 года завод "Большевик" изготовил первые 30 танков МС-1. Это были первые массовые танки Вооруженных Сил СССР. В течение трех лет были выпущены четыре промышленные серии танков.
Следующий образец "маневренного" танка Т-24, спроектированный в 1928 году, был изготовлен в Харькове и вскоре запущен в производство. Таким образом, конец 20-х годов был ознаменован развертыванием серийного выпуска танков отечественной конструкции.
Индустриализация страны, начатая в соответствии с первым пятилетним планом, обеспечила планомерное развертывание танкостроения как отрасли машиностроения. Этому способствовало принятие Политбюро ЦК ВКП (б) 15 июля 1929 года постановления О состоянии обороны СССР", и последовавшего затем решения Реввоенсовета СССР. В соответствии с указанным решением было предусмотрено организовать производство танкеток, малого, среднего, большого (тяжелого) и мостового танков.
На ряде заводов были созданы танковые конструкторские бюро. Авиамоторный отдел завода "Большевик" был преобразован в танковый. Костяк отдела составили конструкторы, переведенные из Москвы. Головную роль в проектировании новых танков, которую ранее осуществляло московское бюро, с конца 1929 года взял на себя опытный конструкторско-машиностроительный отдел (ОКМО), возглавляемый Н.В. Барыковым.
Развитию отечественного танкостроения оказывали неослабное внимание и постоянную поддержку известные партийные и государственные деятели К.Е. Ворошилов, С.М. Киров, Г.К. Орджоникидзе.
По мере проектирования и освоения производства первых советских танков готовились кадры танкостроителей. Именно в конце 20-х - начале 30-х годов в танкостроение пришли ставшие впоследствии известными Н.А. Астров, Н.А. Кучеренко, С.Н. Махонин, А.А. Морозов, Л.С. Троянов и др.
Обратите внимание: Самые приятные средние танки 6 уровная (часть 2)..
Период первой половины 30-х годов характеризовался формированием системы танкового вооружения, функциональным делением танков по специфике применения, что определялось их конструктивными особенностями и боевыми характеристиками. В короткий срок были конструктивно доработаны и поставлены на серийное производство танкетка Т-27, малый плавающий танк Т-37, легкий пехотный танк Т-26, легкий быстроходный колесно-гусеничный танк БТ (последовательно выпускались модификации БТ-2, БТ-5, БТ-7 и БТ-7М), средний трехбашенный танк Т-28 и тяжелый пятибашенный танк Т-35.Броня малых и легких танков была рассчитана на защиту от ружейно-пулеметного огня, а среднего и тяжелых танков - от артиллерийского огня пушек малых калибров. Характерными особенностями танкеток и малых танков-амфибий было использование автомобильного двигателя и ряда узлов (коробки передач, элементов заднего моста) серийных автомобилей.
Серийный выпуск танка Т-26 начался в 1931 году. Этот танк в ходе производства подвергался конструктивной доработке, было выпущено 23 модификации. Подавляющее большинство танков Т-26 было вооружено 45-мм пушками. В 1938-1940 годах танки оснащались телескопическим стабилизированным прицелом ТОП-1, позволившим повысить точность прицельной стрельбы из танка с ходу. Были выпущены танки, вооруженные огнеметами, часть танков была оснащена зенитными пулеметами, а также радиостанциями. На базе танка Т-26 были спроектированы бронетранспортеры для перевозки пехоты и грузов (снарядов, топлива), бронетягачи и мостоукладчики.
Танк Т-26 был сравнительно тихоходным и предназначался в основном для поддержки и сопровождения пехоты. Всего к 1941 году было изготовлено около 11 тыс. танков. За образцовое выполнение задания правительства по укреплению обороноспособности страны завод им. Ворошилова в апреле 1940 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Производство колесно-гусеничного танка БТ было налажено на Харьковском заводе. Этот танк характеризовался прежде всего высокой маневренностью за счет использования колесно-гусеничного движителя. На танке был установлен мощный авиационный мотор, что обеспечило большую удельную мощность. Скорость танка на колесах достигла 80 километров в час, а на гусеницах - около 50. Вооружение было аналогичным вооружению танка Т-26. За годы производства в автобронетанковые войска Красной Армии было передано более 8 тыс. танков БТ различных серий. В 1935 году завод был награжден орденом Ленина.
Средний танк Т-28 был поставлен на производство на заводе "Красный путиловец" и с 1933 года выпускался серийно. Этот танк предназначен для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос противника и состоял на вооружении отдельных танковых бригад.
Тяжелый танк Т-35 имел наибольшую массу из всех танков, производившихся в Советском Союзе в то время. Танк выпускали небольшими партиями, и если масса опытного образца составляла 42 т, то к концу срока выпуска - 1939 году она возросла до 55 т. Вооружение танка размещалось в пяти вращающихся башнях - одной кругового вращения и четырех с ограниченными секторами обстрела. Этот танк считался танком резерва Главного командования и должен был применяться при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос.
Общим для танков Т-28 и Т-35 было применение мощного авиационного мотора М-17, основное вооружение составляла 76-мм пушка. Рабочие проекты танков были выполнены в ОКМО под руководством О.М. Иванова. Отдельные узлы танков были унифицированными.
Сознавая угрозу вооруженного нападения на нашу страну со стороны агрессивных капиталистических держав, наша партия и Советское правительство проявляли постоянную заботу о росте могущества Красной Армии. Если в 1930 году танков было изготовлено 170 шт., то в 1931 году 740, в 1932 году более 3 тыс., в 1933 году более 3,5 тыс., примерно столько же изготовлялось ежегодно в 1934 и 1935 годах.
Кроме танков уделялось значительное внимание развитию других, смежных с танками видов вооружения. В 1931 году Реввоенсоветом СССР было принято решение о разработке самоходных артиллерийских установок для механизированнных и моторизованных соединений Красной Армии. В их числе рассматривались зенитные самоходные установки, установки с динамореактивными орудиями, САУ на тракторных шасси. Большая работа по созданию самоходных артиллерийских установок в первой половине 30-х годов проводилась в ОКМО завода имени Ворошилова и на заводе "Большевик". В 1931 - 1939 годах были построены самоходные артиллерийские установки закрытого типа СУ-1, и АТ-1, полузакрытого типа СУ-5 ("малый триплекс"), открытого типа СУ-6, СУ-14 и др. Основные разработки были выполнены под руководством П.Н. Сячинтова. За ходом работ наблюдали секретарь Ленинградского обкома партии С.М. Киров и заместитель Наркома обороны М.Н. Тухачевский.
Отечественные артиллерийские самоходные установки, созданные на начальной стадии становления нового вида оружия, отличались оригинальностью конструктивного решения, при этом была обеспечена широкая унификация их шасси с базовыми танками. Таким образом, впервые в мировой практике в СССР была создана целая система машин самоходной артиллерии, начиная с легких, предназначенных для непосредственной поддержки танков и пехоты, их сопровождения и огневого прикрытия от нападения с воздуха, и вплоть до тяжелых установок, предназначенных для подавления вражеских очагов сопротивления, мест сосредоточения живой силы и техники, разрушения фортификационных сооружений и пр.
После 1937 года работы по созданию самоходных артиллерийских установок были значительно сокращены. Основное внимание в сухопутных войсках уделялось танкам. В начальный период Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии самоходная артиллерия практически отсутствовала.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: ТАНКИ СССР.