Третье античное Чудо Света - статуя Зевса в Олимпии. Про очередную жертву христианства...

Здравствуйте читатели! Вот мы и дошли до старейших из Чудес Света. В предыдущих постах я уже рассказал о четырех античных Чудесах Света древнего мира. И вот дошла очередь наконец-то рассказать Вам о третьем Чуде - о статуе Зевса в Олимпии. И начать свой рассказ я должен про Зевса, про отца богов и людей.

Зевс- отец богов и людей

Согласно мифу Зевс был сыном титанов Кроноса и Реи, который пришёл к власти через свержение собственного отца и победу в титаномахии - великой битве с поколением титанов. Эта битва установила новый миропорядок, который пришел на смену первобытному хаосу. Таким образом, Зевс для грека был не просто верховным богом, а гарантом самого существования мира в его понятных и устойчивых формах. Он был «отцом богов и людей», как его постоянно именует Гомер, что подчёркивало его патриархальную, царскую роль. Его атрибуты, гром и молния, скипетр и орёл, были символами не столько безудержной мощи, сколько легитимной и неоспоримой власти.

Влияние Зевса на жизнь греков было всеобъемлющим и практическим. Он был покровителем царей и защитником гостеприимства, одного из краеугольных камней греческой общественной жизни. Нарушившему священные законы гостеприимства грозила страшная кара. Однако его воля не воспринималась как безличный рок. Зевс мог быть гневным и милостивым, карающим и спасающим.

Его значимость как объединяющего начала особенно ярко проявлялась в греческих святилищах. Олимпия с её храмом и знаменитыми играми была, по сути, духовным и политическим центром эллинского мира. Олимпийские игры, проводившиеся в его честь, были не просто спортивными состязаниями - на время игр объявлялось священное перемирие, что подчёркивало роль Зевса как бога, стоящего выше междоусобных распрей. Павсаний в «Описании Эллады» пишет о жертвоприношениях Зевсу в Олимпии: «Элейцы приносят жертвы и Зевсу, как богу милостивому (Милихий), и Зевсу, как грозному (Энос), на отдельных жертвенниках». Эта двойственность культа показывает, что греки видели в нём не отстранённого небожителя, а бога, чьё расположение нужно было заслужить, чей гнев можно было смягчить.

Возведение статуи Зевса

Фидий

Решение о возведении колоссальной статуи было принято гражданами Олимпии и всего региона Элида уже после того, как между 466 и 456 годами до нашей эры был построен величественный храм Зевса, достойный верховного бога. Храм, великолепный сам по себе, с его массивными колоннами, внутри оставался пустым - в его целле не было главного культового объекта, самого изображения божества. Причина для создания статуи была целиком идеологической: Греция, одержавшая победу над могущественной Персидской империей, ощущала свой расцвет и благоволение богов. Создание статуи, не имеющей себе равных, должно было стать знаком благодарности Зевсу Олимпийскому, покровителю эллинского единства и побед, и одновременно демонстрацией культурного и художественного превосходства Эллады.

Для воплощения этой грандиозной задачи был приглашён самый прославленный скульптор той эпохи - афинянин Фидий. К тому времени Фидий уже создал две знаменитые статуи Афины: Афину Промахос на Акрополе и хрисоэлефантинную (из золота и слоновой кости) Афину Парфенос для Парфенона. Однако его прибытие в Олимпию было омрачено политическими интригами: в Афинах его обвинили в хищении золота, предназначенного для статуи Афины, а затем, после оправдания по этому обвинению, в нечестии - за то, что он изобразил на щите богини себя и своего покровителя, Перикла. Эти обстоятельства вынудили великого мастера покинуть Афины и отправиться в Олимпию, где он и получил величайший заказ своей жизни.

Сам процесс создания статуи, начавшийся около 440 года до н.э. и занявший около пяти лет, был столь же гениален, сколь и сложен. Рядом с храмом для Фидия была построена специальная мастерская, которая по своим размерам в точности повторяла целлу храма. Это позволяло художнику работать над колоссом, постоянно сверяясь с реальным пространством его будущего местонахождения. Основа статуи была деревянной, но это был не простой блок, а сложный каркас, на который с ювелирной точностью крепились пластины из полированной слоновой кости, изображавшие обнажённую кожу бога, и листы кованого золота, представлявшие его одеяние. Для работы требовались тонны материалов: древние источники сообщают о 200 килограммах золота и огромном количестве слоновой кости.

Павсаний в своём «Описании Эллады» оставил следующие детали:

«Бог сидит на троне, сделанном из золота и слоновой кости. На голове у него венок, как бы из ветвей маслины. В правой руке он держит Нику, тоже сделанную из слоновой кости и золота. В левой руке у бога скипетр, украшенный всякого рода металлами.

Обратите внимание: Ранговые бои 2020/2021. Итоги третьего сезона в World of Tanks.

Сидящая на скипетре птица — орёл. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий».

Но Фидий был не только скульптором, но и гениальным инженером. Чтобы защитить хрупкую слоновую кость от губительной олимпийской влажности, у подножия статуи был устроен неглубокий бассейн, выложенный чёрным мрамором и наполненный оливковым маслом. Пары масла создавали необходимый микроклимат. А этот бассейн выполнял и другую, художественную функцию: свет, падавший в тёмный зал храма через дверной проём, отражался от тёмной маслянистой поверхности и мягко освещал лицо и торс Зевса, создавая сверхъестественный эффект внутреннего свечения, исходящего от самого божества. Когда в 435 году до нашей эры занавес, скрывавший статую, наконец упал, современники были потрясены. Возникла даже легенда, которую передаёт тот же Павсаний, о том, что когда статуя была завершена, Фидий обратился к богу с молитвой, прося подать знак, угодна ли ему работа. И в ответ на это Зевс метнул молнию в то самое место храма, где на полу и по сей день лежит медный сосуд в виде чаши. Так бог лично подтвердил, что творение Фидия обрело его божественное присутствие.

Гибель статуи

Мастерская Фидия - наши дни

Статуя на протяжении почти восьми столетий оставалась нетронутой в своём храме, переживая расцвет и упадок Эллады, приход римлян, которые, несмотря на завоевание Греции, относились к её святыням с благоговейным трепетом. Известно, что римский император Калигула, известный своим безумным желанием присвоить всё знаменитое, около 40 года нашей эры приказал перевезти статую в Рим. Согласно легенде, когда рабочие посланы им в Олимпию попытались снять статую, Зевс разразился таким раскатом хохота, что леса рухнули, а работники в ужасе разбежались. Вскоре после этого Калигула был убит, и замысел его не осуществился. Эта история прекрасно показывает то благоговение, которым даже завоеватели окружали творение Фидия.

Однако настоящая гибель статуи была все же связана с закатом античного мира и приходом новой веры- христианством. В IV веке нашей эры Римская империя стала христианской. Император Феодосий I Великий, стремясь укрепить единую государственную религию, в 391 году издал эдикт о запрете всех языческих культов и закрытии их храмов. Олимпийские игры, посвящённые Зевсу, были прекращены, а великий храм запечатан. Это был смертный приговор для статуи, которая из объекта поклонения превратилась в ненавистный символ идолопоклонства.

Дальнейшая её судьба описывается двумя основными версиями, которые, возможно, являются этапами одной трагедии. Согласно первой, более ранней версии, статуя погибла прямо на своём месте в Олимпии. После закрытия храма он пришёл в запустение, а в 426 году нашей эры по приказу Феодосия II в Олимпии были предприняты особые меры по уничтожению языческих святынь. Деревянный каркас статуи, покрытый легковоспламеняющимися материалами, мог намеренно быть сожжён религиозными фанатиками. От колосса, по этой версии, остались лишь оплавленные куски золота и обгоревшие фрагменты кости.

Вторая, более поздняя версия, гласит, что незадолго до полного разрушения храма статую всё же попытались спасти. Согласно этой теории, её аккуратно разобрали и перевезли в Константинополь, новый центр христианской империи. Там её не уничтожили сразу, а разместили в роскошном дворце знатного патриция Лавса, превратив в музейный экспонат. Но и там её настигла огненная стихия. В 475 году нашей эры в Константинополе вспыхнул грандиозный пожар, известный как пожар в дворце Лавса. Огненные языки охватили здание, и Зевс, пролежав века в сухом храме, теперь вспыхнул как факел. Драгоценные материалы - золото расплавилось и растеклось, а слоновая кость обратилась в пепел.

Так или иначе в настоящее время от колоссального творения Фидия не осталось ничего, кроме описаний, воспоминаний и легенд. Археологические раскопки в Олимпии обнаружили лишь его фундамент, следы мастерской Фидия с инструментами и крошечные свидетельства былого величия - формы для отливки золотых пластин и черепки с надписью «Я принадлежу Фидию».

На этом история статуи Зевса заканчивается. Как и в случае с четвертым Чудом Света - основным виновником гибели статуи является христианство, которое вначале своего существования с фанатическим рвением стремилось уничтожить все, что напоминало людям о старых богах. В следующий раз я вам расскажу про второе Чудо Света на судьбу которого в этот раз христианство никак не могло повлиять - про Висячие Сады Семирамиды.

P.S Подписывайтесь, чтобы всегда быть в курсе интересных обзоров и событий. Ваша поддержка очень важна! И пишите в комментариях - по каким событиям вы бы хотели еще увидеть статьи)

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Третье античное Чудо Света - статуя Зевса в Олимпии. Про очередную жертву христианства....