Японские солдаты-занрю: те, кто не сдался после капитуляции

После подписания Японией безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 года миллионы солдат сложили оружие. Однако тысячи человек отказались это сделать, став «занрю» — «оставшимися». Их мотивы были разными: одни считали поражение равносильным смерти, другие не признавали законность капитуляции, третьи просто не знали о ней, а кто-то боялся расправы. Самый известный из них — Хиро Онода, но таких историй было множество. Выжили и в итоге сдались около полутора сотен человек.

Капитан Оба: «Лис» с острова Сайпан

Одним из первых известных «занрю» стал капитан Сакаэ Оба. Он командовал последним японским отрядом на стратегически важном острове Сайпан, который американцы штурмовали с 15 июня 1944 года. Оборона была ожесточенной: около 30 тысяч японских солдат противостояли превосходящим силам противника. Кульминацией стала «банзай-атака» в ночь на 7 июля, когда тысячи японцев пошли в самоубийственную лобовую атаку. Большинство защитников погибли, многие совершили самоубийство, спрыгнув с «Утёса Банзай».

Капитан Оба выжил и, отказавшись сдаваться, увёл в джунгли более сотни солдат и двести мирных жителей. Его отряд перешёл к партизанской войне, за скрытность и хитрость американцы прозвали Обу «Лисом». Они продержались 512 дней. Лишь 1 декабря 1945 года, получив официальный приказ о капитуляции от бывшего генерала, Оба церемониально сдался, вручив свой меч американскому подполковнику. После войны он вернулся в Японию, стал успешным бизнесменом и даже подружился со своим бывшим противником.

Банзай-атака — это лобовой, часто самоубийственный штурм. Хотя первоначально такие атаки наводили ужас на американцев, со временем они стали приводить к огромным потерям среди японцев, и многие офицеры критиковали их как неэффективные.

«Утёс Банзай» на Сайпане стал местом трагической гибели тысяч японских солдат и гражданских лиц.

Партизаны Тихого океана и Филиппин

На Филиппинах и других островах Тихого океана японские солдаты продолжали сопротивление годами. На острове Пелелиу отряд под командованием Эй Ямагути использовал сеть тоннелей для партизанских вылазок и не верил сообщениям о капитуляции. Они сдались только в апреле 1947 года после того, как им доставили письма от родных. Ямагути позже объяснял: «Нас учили, что мы не можем проиграть. Наша традиция — сражаться до конца».

На Иводзиме, где шли одни из самых кровопролитных боёв, двое солдат — Ямакаге Куфуку и Мацудо Рикио — скрывались в тоннелях, боясь плена из-за пропаганды о жестокости американцев. Они воровали еду и продержались до января 1949 года, когда их случайно подобрали американские солдаты, приняв за рабочих.

Иводзима, остров, ставший символом ожесточённого сопротивления.

Военная робинзонада: выживание в изоляции

Самые невероятные истории — это истории выживания в полной изоляции. На острове Анатахан после кораблекрушения оказались 31 японец, включая женщину по имени Кадзуко Хига. Они создали примитивное сообщество, но конфликты из-за Хиги привели к убийствам. В 1950 году ей удалось спастись, и лишь в 1951-м оставшиеся 19 человек сдались после получения писем из дома.

На Гуаме Бундзо Минагава и Масаси Ито скрывались 16 лет, с 1944 по 1960 год. Они мастерски приспособились к жизни в джунглях: добывали огонь, выпаривали соль, совершали вылазки на американскую свалку. Они разработали систему предупреждения об опасности с помощью щелчков языком. Даже увидев листовки о капитуляции, они не поверили, считая это вражеской уловкой. Их мир рухнул, когда они узнали правду.

Кадзуко Хига, «королева острова Анатахан», чья история стала сенсацией.

Легендарные отшельники: Ёкои и Онода

Капрал Сёити Ёкои, портной по профессии, скрывался в джунглях Гуама 28 лет, с 1944 по 1972 год. Он жил в землянке, охотился по ночам, изготовлял одежду на самодельном станке. Его нашли только в 1972 году. Возвращение в Японию, где его считали погибшим, стало шоком: он не знал, что такое реактивный самолет. Ёкои стал медийной персоной, писал книги о выживании.

Ещё более известен Хиро Онода, который вёл партизанскую войну на Филиппинах до 1974 года, пока его бывший командир лично не отдал приказ о капитуляции. Эти истории стали символом невероятной стойкости и фанатичной преданности долгу.

Сражаясь за чужую свободу: японцы в войнах за независимость

Некоторые «занрю» выбрали другой путь — они присоединились к движениям за независимость в Азии. Во Вьетнаме, после капитуляции Японии, около 500 японских солдат вступили в ряды Вьетминя, чтобы бороться против возвращения французских колонизаторов. Среди них был майор Сэй Игава, который передал вьетнамцам оружие, обучал их тактике и погиб в бою в 1946 году. Майор Такуи Исии и лейтенант Кикуо Танимото также служили инструкторами во Вьетнамской народной армии.

Аналогичная ситуация была в Индонезии, где сотни японцев сражались против голландцев. В Китае, несмотря на жестокости японской оккупации, около 5600 японских солдат остались и участвовали в гражданской войне на стороне коммунистов. Этих людей двигали разные мотивы: от идеалистического желания помочь в борьбе против колониализма до простого нежелания возвращаться домой побеждёнными.

Японские добровольцы во Вьетнаме. Их участие в Первой Индокитайской войне — малоизвестная, но важная страница истории.

Корни феномена: идеология, воспитание, кодекс чести

Чтобы понять феномен «занрю», нужно обратиться к основам японского мировоззрения того времени. Государственный синтоизм утверждал божественное происхождение японской нации и императора, что порождало веру в непобедимость страны.

Кодекс самурайской чести «бусидо», активно пропагандируемый в новое время, воспитывал беспрекословную преданность и презрение к смерти. «Императорский рескрипт солдатам и матросам» (1882 год) гласил: «Долг тяжелее горы, а смерть легче пера». Солдату внушали, что плен — величайший позор для него и его семьи, а гибель в бою — почётная жертва.

Жесткая военная муштра, пропаганда и система воспитания создали поколение солдат, для которых сдача была немыслима. Для многих продолжение борьбы после официального окончания войны было не актом фанатизма, а следствием глубоко усвоенных принципов и страха перед бесчестьем.

Японская пропагандистская гравюра 1937 года, прославляющая армию и дух самопожертвования.

История «занрю» — это сложная смесь героизма, трагедии, фанатизма и невероятной силы духа. Она заставляет задуматься о пределах человеческой выносливости, силе идеологии и цене, которую люди готовы заплатить за свою веру.

***

Иванов Ю. Камикадзе.

Кузнецов Д.В. Оставшиеся. Сопротивление военнослужащих Императорской армии Японии после капитуляции, 1945-1974 гг

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: "Ни при каких обстоятельствах не сдавайся в плен".