Теотлеко: ацтекский праздник прибытия богов и начало мужского сезона

В ацтекском календаре двенадцатый месяц, известный как Теотлеко (Teotlehco), что переводится как «прибытие богов», отмечался с 23 сентября по 12 октября. Этот период знаменовал важный переход в годичном цикле.

Смена сезонов и возрождение богов

Месяц Теотлеко следовал за Очпаництли, когда завершался сезон дождей и женский период, связанный с землёй и плодородием. В это время символически умирала богиня земли Тоси, а божества кукурузы Центеотль и Чикомекоатль приносили себя в жертву. С началом Теотлеко наступал сухой сезон — время, посвящённое мужскому началу, войнам и активности. Согласно верованиям, боги рождались из священного огня и спускались на землю, чтобы вновь вступить в свои права.

Подготовка и прибытие первого божества

🌱 Первые две недели месяца проходили в обычном ритме. На пятнадцатый день жители начинали подготовку: в храмах и домашних святилищах сооружали алтари, украшая их пучками тростника. Спустя трое суток являлся первый бог — Тламацинкатль. Считалось, что он, будучи молодым, добирался быстрее всех. В его честь приносили особые подношения: четыре шарика из теста, приготовленного из поджаренных и растёртых семян амаранта с мёдом или водой. Ночью старейшины ритуально пили пульке (ферментированный напиток из агавы), что символизировало «омовение ног» прибывшего божества.

Главная ночь праздника Теотлеко

🌿 На четвёртый день тростник с алтарей убирали, а пятый (последний день месяца) был кульминацией — собственно праздником Теотлеко. Ночью люди готовили кукурузную муку. На каждом алтаре, дома и в храме, на циновке оставляли небольшую горку этой муки. В неё должен был отпечататься крошечный след стопы — знак того, что боги действительно прибыли. Жрец бодрствовал всю ночь, проверяя муку. Как только он обнаруживал отпечаток, он восклицал: «Его Величество прибыли!».

Обратите внимание: Праздник Коляды – 21,22 декабря, славянский праздник Молодого Солнца.

Этот возглас был сигналом для других жрецов начать трубить в раковины по всему городу, оповещая народ. Люди выходили на улицы, чтобы принести в храмы подношения — тамале, приготовленные из той самой муки. Ночная церемония вновь сопровождалась ритуальным распитием пульке старейшинами, продолжавшим символику встречи и очищения.

Прибытие старших богов и жертвоприношения

👴 На следующий день на землю являлись последние божества — покровитель торговцев Якатекутли и бог огня Шиутекутли. Считалось, что они шли медленнее из-за своего почтенного возраста. Их прибытие открывало период жертвоприношений. Ритуал был суров: рабов бросали в огонь на большом алтаре, а затем, пока те были ещё живы, извлекали у них сердца. Действо сопровождалось своеобразным танцем: молодой человек в парике с длинными волосами и перьями, изображавший белку, танцевал на вершине храма у алтаря и свистел каждый раз, когда жертву бросали в пламя.

Завершение праздника: всеобщий танец

👔 Следующий день, уже относившийся к новому месяцу, был посвящён всеобщему ликованию. Мужчины всех возрастов (что подчёркивало мужскую природу сезона) выходили на улицы, чтобы танцевать, взявшись за руки. Их руки и тела украшали разноцветными перьями, которые приклеивали к коже специальной смолой. Танцы и песни начинались в полдень и продолжались до глубокой ночи, завершая цикл празднеств в честь возвращения богов.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Праздник прибытия богов.