В Русской Православной Церкви почитание святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских сопровождается особым молитвенным песнопением — акафистом. Этот акафист, получивший официальный гриф Издательского совета РПЦ (ИС Р20-941-3609) в 2020 году и изданный Издательством Московской Патриархии, является важным литургическим текстом, раскрывающим церковное понимание их подвига.

В тексте акафиста, в частности во втором кондаке, содержится ключевая для понимания сюжета оценка. В нём говорится, что князь Пётр, исцелившись от тяжкой болезни благодаря Февронии, но не исполнив сразу данного ей обещания жениться, вновь был поражён недугом. Это трактуется как "знамение гнева Божия" за нарушение обета. Лишь после того как он исполнил своё слово и сочетался с Февронией законным браком, супруги обрели благодать и стали жить "целомудренно и богоугодно", имея "едину мысль во двою телу".

Полный текст акафиста доступен на авторитетных церковных ресурсах, например, на сайте Сретенского монастыря.
https://ms.pravoslavie.ru/108986.html
Историческая основа и её интерпретация
Сюжет, на который опирается акафист, восходит к знаменитой «Повести о Петре и Февронии», созданной в XVI веке писателем Ермолаем-Еразмом. Как отмечается в официальной Православной энциклопедии, это произведение является главным источником сведений о святых, хотя и было написано значительно позже описываемых событий и содержит мало проверенных исторических данных.
https://www.pravenc.ru/text/2580394.html

Согласно этому литературному памятнику, история исцеления и женитьбы развивалась драматично. Князь Пётр, страдая от тяжёлой болезни, нашёл целительницу Февронию. Она согласилась помочь, но поставила условие: стать его супругой. Пётр, движимый отчаянием, дал обещание, но после исцеления, смущённый её незнатным происхождением (она была дочерью «древолаза» — бортника), попытался откупиться богатыми дарами. Феврония дары не приняла.
Вскоре болезнь вернулась, что в контексте жития и акафиста понимается как Божье наказание за лукавство и нарушение слова. Осознав свою ошибку, Пётр вернулся к Февронии, женился на ней, и они зажили в любви и благочестии, став впоследствии образцом супружеской верности.
Современная церковная трактовка
Современные авторы Русской Православной Церкви, комментируя эту историю, делают акцент именно на нравственном уроке. Например, в статье Марии Тоболовой, опубликованной на портале «Православие.ru», поведение Февронии не осуждается. Внимание сосредоточено на внутренней борьбе Петра: его первоначальном обещании, последующей «лукавой» мысли и «гордости» княжеского рода, которые помешали ему сразу исполнить обет. Эти термины («лукавство», «гордость») в православной аскетике имеют глубокий отрицательный смысл, обозначая серьёзные духовные преграды.
https://pravoslavie.ru/171022.html
Таким образом, в церковной традиции история Петра и Февронии преподносится не просто как красивая легенда, а как повествование о торжестве верности данному слову, смирения перед Божьей волей и победы истинной любви над человеческими предрассудками. Феврония предстаёт не как хитрая искусительница, а как мудрая женщина, провидевшая Божий замысел об их совместной жизни. Её условие трактуется не как шантаж, а как прозрение того, что их союз угоден Богу.
Для верующих этот сюжет становится примером того, как Господь может вести человека через испытания к истинному счастью и святости, а также напоминанием о недопустимости легкомысленного отношения к своим обещаниям.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как в Русской Православной Церкви оценивается поведение Петра и Февронии Муромских.