Зарождение цивилизаций: как ирригация и социальное неравенство сформировали первые общества Древнего Востока

В четвертом тысячелетии до нашей эры в плодородных долинах великих рек — Нила, Тигра, Евфрата, Инда и Хуанхэ — начали формироваться первые в истории человечества древние общества. Этот процесс был напрямую связан с переходом к энеолиту (меднокаменному веку), когда появились более совершенные медные орудия: кирки, мотыги и лопаты. Однако развитие шло неравномерно и зависело от географических условий и способности людей преобразовывать окружающую среду.

Географический вызов и первые ирригационные системы

В ранний период энеолита (IV–III тыс. до н.э.) технологии еще не позволяли создавать масштабные оросительные сети для освоения обширных засушливых степей и полупустынь. Земледельцы, жившие в низовьях рек, сталкивались с серьезными трудностями: разливами, изменением русел и заболачиванием территорий. Это тормозило их общественное развитие. В то же время племена в предгорных районах, где таких проблем не было, процветали и накапливали богатства.

Ситуация была иной в регионах наносного земледелия. Здесь, используя медные инструменты, люди уже могли проводить грандиозные работы: рыть каналы в мягком грунте и сооружать плотины. Но и тут природа создавала препятствия. Быстрые реки разрушали построенное, заставляя прокладывать каналы издалека по твердой почве. В других случаях, как в долине Нила, река не создавала достаточных плодородных наносов, что также осложняло земледелие.

Очаги древней ирригации

Из-за этих различий ирригационное земледелие возникало в разное время. Первыми центрами стали нижнее течение Нила и низовья Евфрата уже в IV тысячелетии до н.э.

Обратите внимание: Игра которая смогла.Часть 1.

Долина Тигра стала осваиваться позже, а в долине Инда масштабные оросительные работы развернулись лишь к середине III тыс. до н.э.

Печать с изображением слона (Долина Инда, III тыс. до н.э.) — артефакт высокоразвитой культуры.

От земледелия к социальному расслоению

Успешное развитие ирригации в Египте и Месопотамии привело к сельскохозяйственному изобилию, которое могло прокормить большое население, включая военнопленных-рабов. Однако на раннем этапе использование рабского труда было неэффективным. Свободный воин с медным оружием не имел подавляющего преимущества над пленным воином, поэтому в основном эксплуатировался труд женщин, что не давало значительного экономического эффекта.

Параллельно начало формироваться социальное неравенство. Племенная знать — вожди, старейшины и жрецы — получила возможность использовать в качестве рабочей силы своих же соплеменников. Бедные общинники сами искали покровительства у знати, нанимаясь к ним для пропитания своих семей. Кроме того, общины стали выделять людей для работы на землях, отведенных под хозяйства вождей и первые храмы.

Рождение древних обществ и патриархальное рабство

Древнейшие письменные памятники Египта и Месопотамии, датируемые IV тыс. до н.э., — это по большей части документы именно храмовых хозяйств, где трудились рядовые общинники. В формирующихся обществах III тыс. до н.э. основную массу зависимого населения составляли еще не рабы, а свободные, но экономически подчиненные члены общины. Это была отличительная черта ранних цивилизаций.

Со временем число рабов росло, и их труд начал применяться шире. Однако рабство в этот период носило в основном патриархальный, домашний характер и было тесно переплетено с традициями и нормами прежнего первобытнообщинного строя, лишь постепенно трансформируясь в более жесткую систему.

Канал Занимательная астрономия на Рутубе

https://rutube.ru/u/entertainigastronomy/

Канал Занимательная астрономия, геология и география в Телеграме

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Человечество в эпоху меднокаменного века (энеолита). Часть 6. Возникновение древних обществ.