Как нагайбаки получили свое имя и новые земли: история переселения XIX века

История коренного малочисленного народа нагайбаков тесно связана с судьбой России. После событий Пугачевского восстания в XVIII веке их жизнь сильно изменилась. Нагайбакская и Бакалинская станицы потеряли прежнее значение: здесь больше не находились важные административные центры и религиозные учреждения, а масштаб крещений среди инородцев заметно снизился.

С 1782 года эти земли вошли в состав Белебеевского уезда Уфимской провинции. Но у нагайбаков осталась важная роль - они продолжали «воспитывать» и удерживать в православной вере инородцев. Известен случай 1818 года, когда в Нагайбакскую станицу отправили оренбургских казаков татарского происхождения, которые стремились вернуться в ислам. Их поселили именно среди нагайбаков, чтобы те «присмотрели» за сослуживцами и помогли им остаться в христианстве.

"Русь идет" художник С.В.Иванов. 1886 г.

Новая линия и новые поселения

Продолжение колонизационной политики Российской империи в начале XIX в. вызвало необходимость строительства новых казачьих укрепленных поселений на Уйской линии, проходившей от Орска до станицы Березовской. Здесь располагались кочевья казахов, а формальным поводом для создания Новой линии были непрекращающиеся столкновения между кочевыми родами башкир и казахов. Согласно плану, воинственные народы разделяли полосой в 120–150 верст, где должны были поселиться казаки.

31 мая 1832 г. были утверждены правила о нарезке Оренбургскому казачьему войску 15-верстной полосы, и с того же года государственным крестьянам разрешалось селиться в границах Старой и Новой линий с причислением их в казаки Оренбургского казачьего войска. 5 декабря 1834 г. проект переноса границы на Новую линию был утвержден Николаем I.

Для государства это было удобно: новообразованные казаки выполняли те же функции что и крестьяне, получали землю, которую сами защищали и при необходимости шли в походы. При этом никакой платы или жалования они не получали - наградой была только земля. Неудивительно, что некоторые зажиточные крестьяне из волостей Оренбургской губернии не спешили переселяться, ведь у них и так хватало угодий.

Массовое переселение нагайбаков

В 1842 году началось крупное переселение. Казаки из Нагайбакской и Бакалинской станиц с прилегающими к ним деревнями вместе с семьями покинули родные места. Нагайбаки были переселены в три района Оренбургской губернии и образовали три разные группы, каждую из которых ожидала собственная судьба.

Они разделились на три группы:

- Центральная группа (самая большая, около 1250 душ мужского пола) отправилась на Новую линию в Верхнеуральский уезд. Там основали пять поселков с необычными названиями: Кассель, Остроленский, Фершампенуаз, Париж и Требия. Эти имена напоминали о победах русской армии в Европе над Наполеоном.

- Северная группа (около 500 душ мужского пола) переселилась в Троицкий уезд - в станицу Верхнеувельская (Варламово), поселки Ключевский-2 (Лягушино), Попово, Болотово и Краснокаменка. Интересно, что местные крестьяне не желали переходить в казачье сословие, поэтому в те земли привлекали казачество из других уездов Оренбургской губернии, привлекли в том числе нагайбаков.

- Южная группа (несколько десятков семей) поселилась ближе к границе - в Нежинском, Гирьяле, Алабайтале, Подгорном и станице Ильинская.

Обратите внимание: История создания..

Их задача, скорее всего, заключалась в охране приграничных дорог из Оренбурга в Орск.

Старые земли нагайбаков опустели: там остались лишь ясачные жители, которые продолжали платить налоги, но больше не имели отношения к казачеству.

Переселение нагайбаков в 1842–1843 гг.

Как появилось название «нагайбаки»

Название «нагайбаки» закрепилось за группой новокрещен после переселения в 1842 г. Священник Чернавский Н. М. в Архипастырской миссионерской инструкции свидетельствовал, что «нагайбаки и бакалинцы по документам 30-х годов нынешнего (XIX в.) столетия известны почему-то под значением именно новокрещеных». Уже в 1850-е годы нагайбаки фигурировали под своим самоназванием. П. И. Небольсин в отчете о путешествии за 1850–1851 гг. писал о «Ногайбаках и Бакали», прибывших из «села Ногайбаково и села Бакали». В 1854 г. Оренбургская духовная консистория интересовалась их историей и происхождением: «Казаки Оренбургского войска бывших станиц Нагайбацкой и Бакалинской происходят от ясашных казанских татар, черемис и других инородцев, обращены в казаки в 1748 году…

Сами нагайбаки иногда считали, что их предки приняли православие еще во времена Ивана Грозного, во время взятия Казани. Эта версия была скорее легендой, но она укрепляла ощущение глубокой истории и особого статуса.

Неизвестно, помогло ли новое название «нагайбаки» сформировать у людей чувство отдельной общности или же это была попытка государства отделить их от других групп, например, от их бывших соседей - ясачных крещен, оставшихся в Нагайбакской и Бакалинской станицах. Так или иначе, постепенно они стали восприниматься как особое сообщество - не просто «новокрещеные», а казаки с собственным именем - нагайбаки.

Интересно, что северную группу нагайбаков называли «бакалы» - по месту их прежнего проживания. А священник Н. Чернавский в конце XIX века прямо писал: «Нагайбаки и бакалинцы получили свое название от мест жительства в крепостях - Бакалинской и Нагайбакской».

Расселение нагайбаков в 1842–1843 гг.

Итог

История переселения 1842 года стала поворотным моментом для нагайбаков. Они потеряли старые земли, но обрели новые поселения, новые обязанности и даже новое имя. С тех пор нагайбаки стали восприниматься не только как казаки Оренбургского войска, но и как отдельная общность со своей уникальной судьбой.

И сегодня, когда мы слышим названия поселков Париж, Фершампенуаз или Кассель на Южном Урале, за ними стоит память о том, как нагайбаки прошли долгий путь от новокрещеных до народа с собственным именем и историей.

Материалы для поста были взяты из источника: Белоруссова С. Ю. Нагайбаки: динамика этничности. - Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2019. - 424 с.

🔔 Подписывайтесь на наш проект "Медиа о нагайбаках | КМН РФ", чтобы узнать больше о прошлом, настоящем и будущем нагайбаков.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Как нагайбаки получили свое имя и новые земли: история переселения XIX века.