Снорри Стурлусон

Без данного персонажа невозможно представить образ и знания о Эпохе викингов, скандинавской мифологии, культуре, быте и прочее прочее. Да, жил он чуток позднее, но достаточно близко к интересующим нас векам, чтобы обычай и те же саги были переданы им почти из первых уст.

Происходил фольклорист из рода Стурлунгов и в истории Исландии ещё надо поискать более известную фамилию! Эти ребята устроили на острове борьбу за власть длиной в несколько десятков лет – этот период, собственно, даже назвали Эпохой Стурлунгов. В наше время про это сняли бы сериал, в тринадцатом веке ограничились сагой. К слову, сохранилось два экземпляра тысяча семьсот мохнатого года, а так же имеется несколько переводов на русский.

Снорри воспитывался не дома, а в семье, тянущей корни к норвежским королям. Содержанец выделялся умом и сообразительностью - он весьма успешно освоил историю, право (законоговорителем на ровном месте не становятся - таковой должен ПОМНИТЬ все законы). Где законы, там и умелое изустное мыслевыражение - без этого на тинге вас гнилой редькой забросают. Проявившийся талант скальда был весьма кстати будущему политику!

Альтинг - место тяжб, выборов и разговоров - народная власть в Исландии

Кстати, на содержание в чужой род, наш герой попал не из-за бедности. То была обычная практика воспитания вдали от дома. Корни обычая теряются в глубине веков. Конкретно же в семью исландца Йона Лофтссона (того самого - с королевским корнями) Снорри попал по юридической причине – жена родственника Йона, в религиозном припадке решила выколоть отцу Снорри глаз, сделать этакий косплей на Одина. Получилось из рук вон плохо - пострадавший отделался шрамом на щеке да легким испугом, а вот род виновной попал на основательную виру (выкуп/компенсацию). Дабы родственники на разорились в хлам (или не стали чередой могилок) Йон предложил взять юного Стурлусона себе на воспитание. Учитывая знатность Лофтссона - это было почётное предложение. На том и разошлись.

К восемнадцати годам, помимо великолепной эрудиции, Снорри обзавелся и собственными землями (как приданое невесты) и определенной известностью среди сильных мира сего в северных масштабах. Побыв несколько лет на должности законоговорителя (это как спикер Парламента, только на тинге), он заскучал в Исландии и взял билет на ближайший драккар в Норвегию - мир повидать. Цели поездки можно обрисовать словами Шурика из известной комедии:

"Я буду у вас записывать старинные сказки, легенды, тосты…"


Записать это всё Снорри, очевидно, удалось. Однако, его известность была и плюсом и минусом: королю Хакону не нужны были сказки, ему нужен был дипломат, что сможет решить норвежские вопросы в Исландии. То есть убедит население острова признать власть Хакона IV. В итоге Стурлусон оказался между двух огней – он хотел погрузиться в сказания, а все остальные хотели макнуть его в политику.

Пришлось совмещать. Ратуя за объединение Норвегии и Исландии, Снорри попутно выбивал себе власть в последней. Пожалуй, наш герой таки хорошо подходил для роли политика: он и в политических вопросах повиливал как флюгер на ветру, и по койкам прыгал не особо задумываясь о мнении жены. В общем - человек великих свершений и низких социальных устоев!

Исландия эпохи народовластия (тинги, альтинги, законоговорители и прочее) с 930 по 1262 годы

В Исландии, тем временем, начинается гражданская война – та самая, про которую была впоследствии написана сага. По некоторым сведениям, Снорри был одним из зачинщиков веселья. Там было всё, чем пестрят саги - кровушка, наветы, подлость, отвага, чужие жёны... Тут еще и король Хакон вспомнил, зачем он Стурлусона в Исландию отправил. Результатов то ни на грош, а подарен корабль, между прочим, и другое добро! Получилось, что сказителя искали и внутренние и внешние враги. Так долго продолжаться не могло.

Снорри погиб в полном соответствии с традициями гордых викингов! Нет ничего славнее, чем поджечь длинный дом врага и порубать у дверей всех (да, детей тоже можно - они же вырастут!), кто попытается из огня выбраться. Снорри погиб в огне. Нападением, к слову, командовал его бывший зять. Саги они такие.

Любимый способ решения проблем в Скандинавии тех лет - сжигание усадьбы "проблемного человека" вместе со всеми человеками

В итоге, Норвегия таки поимела власть над островом – правда, не мирно, как того хотел наш герой, а огнем и мечом. Вместе норвежским влиянием в Исландию пришли большие перемены, и не сказать, что позитивные. Какие – читайте у иных классиков, например у Стриннгольма.

А мы тем временем вспомним то, чем всё-таки хотел жить Стурлусон – поэзию, искусство и прочее прекрасное. Собранные, заботливо переписанные и скомпонованные саги до сих пор будоражат умы любителей суровой северной красоты. Популярны так же песни о совсем уж легендарных временах, когда боги вступали в перепалки за кружками пива, а проигравших в споре кишками приматывали к скалам. Старшая и Малая Эдды, Сага об Олафе Святом, Круг Земной и многое-многое другое. Снорри даже учебное пособие для скальдов успел написать!


Больше тут: https://t.me/pomin_history

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Снорри Стурлусон.