Судьба коренного малочисленного народа нагайбаков неразрывно переплетена с историей Российской империи. После подавления Пугачевского восстания в XVIII столетии их жизнь кардинально изменилась. Нагайбакская и Бакалинская станицы утратили свой прежний статус: они перестали быть важными административными и религиозными центрами, а активная миссионерская деятельность по обращению инородцев в православие существенно сократилась.
С 1782 года эти территории вошли в состав Белебеевского уезда Уфимской провинции. Однако нагайбаки сохранили особую социальную функцию — они продолжали играть роль «воспитателей» и «хранителей» православной веры среди других народов. Яркий пример — события 1818 года, когда в Нагайбакскую станицу были направлены оренбургские казаки татарского происхождения, склонявшиеся к возвращению в ислам. Их специально поселили среди нагайбаков, чтобы те своим примером и влиянием удержали сослуживцев в лоне христианства.

"Русь идет" художник С.В.Иванов. 1886 г.
Новая линия и необходимость переселения
В начале XIX века Российская империя продолжила политику колонизации восточных земель, что потребовало создания новых казачьих укрепленных поселений на так называемой Уйской линии, протянувшейся от Орска до станицы Березовской. Эти земли были местом кочевий казахов, а формальным поводом для обустройства Новой линии стали постоянные конфликты между кочевыми родами башкир и казахов. Согласно стратегическому плану, воинственные народы должны были быть разделены полосой шириной 120–150 верст, заселенной казаками, которые стали бы буфером и гарантом спокойствия.
31 мая 1832 года были утверждены правила о выделении Оренбургскому казачьему войску 15-верстной полосы земли. С этого же года государственным крестьянам разрешили селиться в пределах Старой и Новой линий с условием перехода в казачье сословие. 5 декабря 1834 года император Николай I окончательно утвердил проект переноса границы на Новую линию.
Для государства такая схема была крайне выгодна: новообращенные казаки, получая землю, сами её обрабатывали, сами защищали и по первому требованию отправлялись в военные походы. При этом казна не несла расходов на их жалование — платой за службу была лишь предоставленная земля. Неудивительно, что многие зажиточные крестьяне Оренбургской губернии не стремились к такому «повышению», предпочитая оставаться на своих обустроенных угодьях.
Великое переселение нагайбаков 1842 года
В 1842 году началось масштабное организованное переселение. Казаки из Нагайбакской и Бакалинской станиц вместе с жителями прилегающих деревень, взяв семьи и скарб, покинули родные места. Нагайбаки были расселены в трех разных районах Оренбургской губернии, образовав три отдельные группы, каждая из которых пошла своим историческим путем.
Три группы переселенцев:
- Центральная группа (самая многочисленная, около 1250 душ мужского пола) была направлена на Новую линию в Верхнеуральский уезд. Там они основали пять поселков с необычными для Урала названиями: Кассель, Остроленский, Фершампенуаз, Париж и Требия. Эти имена были данью памяти о победах русской армии в Заграничных походах 1813-1814 годов над Наполеоном.
- Северная группа (около 500 душ мужского пола) переселилась в Троицкий уезд — в станицу Верхнеувельская (Варламово), а также в поселки Ключевский-2 (Лягушино), Попово, Болотово и Краснокаменка. Интересно, что местные крестьяне отказывались переходить в казачество, поэтому власти были вынуждены привлекать казаков из других уездов, в том числе и нагайбаков.
- Южная группа (несколько десятков семей) была поселена ближе к границе — в Нежинском, Гирьяле, Алабайтале, Подгорном и станице Ильинская.
Обратите внимание: История создания..
Их главной задачей, вероятно, была охрана стратегических приграничных дорог, ведущих из Оренбурга в Орск.Старые земли нагайбаков опустели: там остались лишь так называемые ясачные жители, которые продолжали платить налоги, но уже не имели отношения к казачьему сословию и его привилегиям.

Карта, иллюстрирующая переселение нагайбаков в 1842–1843 гг.
Происхождение имени «нагайбаки»
Собственное название «нагайбаки» окончательно закрепилось за этой группой новокрещен именно после переселения 1842 года. Священник и историк Н. М. Чернавский в своих трудах отмечал, что «нагайбаки и бакалинцы по документам 30-х годов XIX века известны под значением именно новокрещеных». Уже к 1850-м годам в официальных документах они фигурируют под своим самоназванием. Исследователь П. И. Небольсин в отчете о путешествии 1850–1851 годов писал о «Ногайбаках и Бакали», прибывших из «села Ногайбаково и села Бакали». В 1854 году Оренбургская духовная консистория специально изучала вопрос их происхождения, указав, что «казаки Оренбургского войска бывших станиц Нагайбацкой и Бакалинской происходят от ясашных казанских татар, черемис и других инородцев, обращены в казаки в 1748 году…»
Среди самих нагайбаков бытовала легенда, что их предки приняли православие еще во времена Ивана Грозного, при взятии Казани. Хотя эта версия не подтверждалась историческими фактами, она играла важную роль, укрепляя в народе чувство глубокой исторической укорененности и особого статуса «старых» христиан.
До конца не ясно, способствовало ли новое имя формированию отдельной этнической идентичности, или же это была административная мера государства по разграничению групп. Таким образом власти, возможно, хотели отделить переселенных казаков-нагайбаков от их бывших соседей — ясачных крещен, оставшихся на старых местах. Как бы то ни было, постепенно они стали восприниматься не просто как «новокрещеные», а как особая общность — казаки с собственным именем и историей.
Любопытно, что северную группу нагайбаков часто называли «бакалы» — по названию их прежней станицы Бакалинской. Сам священник Н. Чернавский в конце XIX века прямо указывал: «Нагайбаки и бакалинцы получили свое название от мест жительства в крепостях — Бакалинской и Нагайбакской».

Схема расселения нагайбаков после переселения 1842–1843 гг.
Исторические итоги и наследие
Переселение 1842 года стало судьбоносным рубежом в истории нагайбаков. Они утратили исконные земли, но обрели новые территории, новые обязанности на службе империи и, что особенно важно, собственное имя. С этого момента нагайбаки стали восприниматься не только как часть Оренбургского казачьего войска, но и как уникальная этнографическая группа со своей сложной и самобытной судьбой.
Сегодня, услышав на Южном Урале непривычные названия поселков — Париж, Фершампенуаз или Кассель, — мы вспоминаем долгий путь нагайбаков: от статуса «новокрещеных» до становления народа с собственным именем, богатой историей и культурным наследием.
Материалы для поста были взяты из источника: Белоруссова С. Ю. Нагайбаки: динамика этничности. — Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2019. — 424 с.
🔔 Подписывайтесь на наш проект "Медиа о нагайбаках | КМН РФ", чтобы узнать больше о прошлом, настоящем и будущем нагайбаков.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Как нагайбаки получили свое имя и новые земли: история переселения XIX века.