В 1930 году в Канаде родилась девочка по имени Лара Лебланк. Её мать, Инес, была молодой женщиной, родившей вне брака, что в условиях глубоко религиозного католического общества Квебека 1930-х годов считалось тяжким грехом и социальным позором. Отец ребёнка исчез, оставив Инес одну с младенцем на руках и перед лицом жестоких общественных норм.

В ту эпоху католическая церковь и государственные власти придерживались мнения, что одинокая мать не способна дать ребёнку должное воспитание. Под давлением религиозных догм и социального осуждения незамужних женщин часто принуждали отдавать детей в приюты. Монахини, действуя с одобрения властей, фактически выполняли функции органов опеки, насильственно изымая детей у матерей-одиночек. Эта система была частью широкой идеологической борьбы: власти опасались, что дети, выросшие в «неполноценных» семьях, могут стать восприимчивы к коммунистическим идеям. Противопоставление «голубого неба» католической веры «красному аду» коммунизма было популярным пропагандистским лозунгом того времени.

Воспитанники католического сиротского приюта в Канаде.
В 1936 году шестилетнюю Лару Лебланк забрали у матери и поместили в католический приют в Квебеке. Жизнь там была суровой: дети страдали от холода, голода и постоянной строгости монахинь, сурово наказывавших за малейшие проступки. Однако настоящий кошмар начался в 1937 году, когда премьер-министр провинции Квебек Морис Дюплесси, пользующийся поддержкой церкви, инициировал чудовищную социальную реформу.
Чудовищное решение: из сирот в душевнобольные
Страну охватил экономический кризис, и государственное финансирование приютов было урезано. Дюплесси обратил внимание на диспропорцию: содержание одного пациента психиатрической больницы обходилось казне вдвое дороже, чем содержание сироты. Его решение было циничным и бесчеловечным: указом преобразовать сиротские приюты в психиатрические лечебницы. Это позволяло учреждениям получать значительно большее государственное финансирование.

Морис Дюплесси, премьер-министр провинции Квебек в Канаде.
Одним росчерком пера более двадцати тысяч здоровых детей — сирот, отказников и рождённых вне брака — были объявлены душевнобольными. Семилетняя Лара Лебланк, умная и живая девочка, также получила этот страшный диагноз.
«Лечение», калечащее души и тела
В этих учреждениях, ставших психбольницами, с детьми обращались как с опасными психическими пациентами. Так называемое «лечение» включало в себя варварские по современным меркам методы: электрошоковую терапию, обливания ледяной водой, а в некоторых случаях — лоботомию. Дети, которых стали называть «сиротами Дюплесси», спали в смирительных рубашках, их привязывали к кроватям, они подвергались систематическим издевательствам и жестокому обращению со стороны монахинь и санитаров.
Правда о происходящем в этих стенах стала достоянием общественности лишь в 1990-е годы, уже после смерти Мориса Дюплесси, который так и не понёс ответственности за свои деяния. Выжившие «сироты Дюплесси», став взрослыми, начали рассказывать о пережитых ужасах. Смогли заговорить не все — многие в результате «лечения» действительно лишились рассудка.
Лара Лебланк стала одной из таких жертв. Регулярные сеансы электрошока привели её сначала к глубокой депрессии, а затем и к развитию шизофрении. Её матери, Инес, незадолго до смерти дочери удалось забрать её из лечебницы, но спасти девушку было уже невозможно. Лара скончалась от воспаления лёгких в 1949 году в возрасте 19 лет.

Сироты Дюплесси. Начало "лечения".
Незавершённое расследование и символические компенсации
Трагедия имела и более мрачное продолжение. В 1999 году на кладбище, принадлежавшем одному из таких учреждений, были обнаружены многочисленные детские останки. Выжившие заявляли, что в приютах-больницах проводились эксперименты над людьми, особенно над детьми из числа коренных народов Канады. Они требовали полномасштабного расследования, но власти предпочли замять скандал.
В итоге правительство Канады согласилось выплатить пострадавшим символические компенсации: 10 тысяч долларов единовременно плюс по тысяче за каждый год, проведённый в учреждении. «Сироты Дюплесси» также требовали официальных извинений от Ватикана, но Римско-католическая церковь отказалась брать на себя ответственность за действия своих представителей в Квебеке.
Дорогие читатели! В издательстве АСТ вышла моя вторая книга. Называется она «Узницы любви: «От гарема до монастыря. Женщина в Средние века на Западе и на Востоке».
Должен предупредить: это жесткая книга, в которой встречается насилие, инцест и другие извращения. Я отказался от присущей многим авторам романтизации Средних веков и постарался показать их такими, какими они были на самом деле: миром, где насилие было нормой жизни. Миру насилия противостоят вечные ценности — дружба, благородство и, конечно же, Любовь. В конечном итоге, это книга о Любви.

Тем временем, моя книга о русских женщинах в истории получила дополнительный тираж, что очень радует!

Прошу Вас подписаться на мой телеграм, там много интересных рассказов об истории, мои размышления о жизни, искусстве, книгах https://t.me/istoriazhen
Всегда ваш.
Василий Грусть.
ПС: Буду благодарен за донаты, работы у меня сейчас нет, а донат, чего греха таить, очень радует и мотивирует писать.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Сироты Дюплесси.