Танк Т-50 — советский легкий танк, разработанный накануне и в первые месяцы Великой Отечественной войны. Несмотря на передовые для своего времени технические решения, он был выпущен очень небольшой серией и остался в тени более массовых машин, таких как Т-34.
Предпосылки создания: почему потребовался Т-50
К концу 1930-х годов основу танкового парка Красной Армии составлял устаревший легкий танк Т-26. За годы производства его масса выросла с 8,2 до более чем 10 тонн, что крайне негативно сказалось на надежности ходовой части и подвижности. Перегруженный двигатель работал на пределе, а подвеска, созданная для более легкой машины, постоянно выходила из строя. Попытки модернизации, такие как проект Т-26М с новой подвеской по образцу чешского танка «Шкода», проблему кардинально не решали.
Опыт советско-финской войны 1939-1940 годов стал последней каплей. Стало окончательно ясно, что броня Т-26 не защищает даже от огня малокалиберных противотанковых орудий. Попытки экранировать танки дополнительными бронелистами дали временный результат, но не устранили фундаментальные недостатки машины. Анализ боевого применения выявил три ключевые проблемы Т-26: недостаточную бронезащиту, слабый двигатель и ненадежную ходовую часть. Армии требовался принципиально новый легкий танк.
Рождение нового танка: проекты и испытания
Конкурс и появление Т-50
В ноябре 1940 года было принято решение о создании нового легкого танка, получившего обозначение «СП» (сопровождения пехоты). К работе привлекли два конструкторских коллектива: Кировского завода и завода №174. Техническое задание предусматривало машину массой 13-14 тонн с усиленным бронированием и экипажем из четырех человек.
Проект Кировского завода
Кировский завод, занятый тяжелыми танками КВ, столкнулся с задержками. Единственный опытный образец был готов только к февралю 1941 года и прошел около 850 км испытаний. Второй танк строить не стали, так как стало очевидно, что более перспективным является проект конкурентов.
Победитель конкурса: Т-50 завода №174
В апреле 1941 года на вооружение был принят танк Т-50, разработанный под руководством С.А. Гинзбурга на заводе №174. Его конструкция оказалась более отработанной и технологичной. В конце апреля — начале мая 1941 года танк успешно прошел испытания вооружения. Система показала хорошую кучность стрельбы и надежность, хотя и были отмечены проблемы с вентиляцией боевого отделения. Судьба кировского опытного образца сложилась иначе: в августе 1941 года его в спешном порядке отправили на оборону Ленинграда, но в боях он не участвовал, был эвакуирован, и его следы затерялись.
Конструктивные особенности танка Т-50
Т-50 имел классическую компоновку, но отличался рядом инноваций. Впервые в советском танкостроении была реализована трехместная башня с командирской башенкой, что позволило командиру сосредоточиться на управлении боем, а не на стрельбе. Корпус собирался из катаных бронелистов, установленных под большими углами наклона, что значительно повышало защиту. Толщина лобовой брони (37 мм под рациональными углами) должна была защищать от 37-45 мм снарядов.
Вооружение состояло из проверенной 45-мм танковой пушки и двух пулеметов ДТ. Силовой установкой служил специально разработанный шестицилиндровый дизель В-4 мощностью 300 л.с., что обеспечивало танку хорошую удельную мощность. Ходовая часть с торсионной подвеской была надежнее и современнее, чем у Т-26. Однако в условиях начавшейся войны от многих элементов, таких как часть смотровых приборов, радиостанция и внутреннее переговорное устройство, пришлось отказаться для упрощения производства.
Трудный путь в серию: производство Т-50
Проблемы освоения
Несмотря на принятие на вооружение, развернуть массовое производство Т-50 на заводе №174 в Ленинграде не удалось. Танк был значительно сложнее Т-26, требовал новой оснастки и кооперации с другими заводами. Критически срывали график поставки бронекорпусов с Ижорского завода и дизелей В-4 с Харьковского завода №75. К июню 1941 года завод был обеспечен оснасткой лишь на треть, а к 1 июля мог собрать от силы пять машин.
Ситуация усугубилась с началом войны. Эвакуация заводов-смежников и самого завода №174 в Чкалов (Оренбург) в августе-сентябре 1941 года окончательно похоронила амбициозные планы. Всего в Ленинграде Ижорский завод успел изготовить около 80 комплектов брони для Т-50.
Эвакуация и закрытие программы
На новом месте, в Чкалове, завод №174 с огромным трудом смог наладить выпуск. В июле-августе 1941 года в Ленинграде было сдано 15 танков. После эвакуации производство продолжалось, но мизерными темпами из-за нехватки всего: от моторов до специального инструмента. В январе 1942 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны о прекращении выпуска Т-50. Заводы переориентировались на производство узлов для тяжелых танков КВ и средних Т-34, которые были признаны более приоритетными. Всего, по разным данным, было выпущено от 65 до 75 серийных танков Т-50.
Т-50 остался малоизвестной и редкой машиной. По совокупности характеристик (бронирование, вооружение, подвижность) он был одним из лучших легких танков мира на начало войны и мог бы стать достойной заменой Т-26. Однако сложность конструкции, неотлаженная кооперация между заводами и жесточайшие условия военного времени не позволили этому перспективному танку пойти в крупную серию. Его судьба наглядно демонстрирует трудности перевода промышленности на выпуск новой техники в экстремальных условиях.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Танк т-50. .