Вступление: Загадочная гибель короля-викинга
Сентябрь 1000 года стал последним месяцем в жизни нашего героя. Олаф Трюггвасон погиб в бою, как и подобает настоящему викингу, однако обстоятельства его смерти полны загадок. Интересно, что он принял смерть не от меча в языческой сече, а уже будучи христианином, что не помешало ему, вероятно, занять достойное место в загробном мире. Но обо всём по порядку.

Происхождение и ранние годы в изгнании
Олаф был единственным сыном норвежского конунга Трюггви Олафсона, чья судьба сложилась трагически. Его отец был вероломно убит собственным кузеном, Гудрёдом, в год рождения Олафа. Мать будущего короля, Астрид, проявила мудрость и решительность. Осознав угрозу для жизни сына, она бежала с ним сначала в Швецию, к своему отцу, а затем, спустя несколько лет, отправилась в ещё более дальнее путешествие — в Новгород (2). Там служил её брат Сигурд при дворе князя Владимира, будущего «Красно Солнышко».

Путь «из варяг в греки» был для скандинавов хорошо знакомым маршрутом, где можно было найти и сородичей, и относительную безопасность вдали от врагов на родине. Однако путешествие оказалось опасным: корабль Астрид и юного Олафа был захвачен эстонскими пиратами, которые обратили их в полурабство на целых шесть лет. Ирония судьбы — будущего грозного викинга пленили не саксы или франки, а прибалтийские эсты.
Спасение и служба в Новгороде
Судьба вновь свела Олафа с роднёй благодаря системе «полюдья» — ежегодного объезда князем подвластных земель для сбора дани. Князь Владимир отправил Сигурда к тем же эстам, и там дядя чудесным образом узнал и выкупил племянника. Так подросток оказался при дворе новгородского князя.

Олаф провёл при Владимире около десяти лет, с четырнадцати лет служа в его дружине. Он проявил себя как невероятно сильный и умелый воин. Саги приписывают ему умение сражаться двумя мечами одновременно, метать два копья и прыгать выше собственного роста. Его растущее влияние и популярность в конце концов заставили князя Владимира отправить норвежца «на все четыре стороны», дабы избежать потенциальной угрозы.
Викингские странствия и пророчество
«Ну и хрен с вами!» — должно быть, подумал Олаф и отправился в масштабный вояж по Европе. Он воевал в Швеции, Ирландии, Англии (где разбил войско Эссекса), Шотландии и Уэльсе, женился в Польше. Его жизнь была образцом удачливого и храброго викинга.

Поворотным моментом стала встреча с прорицателем. Тот предсказал Олафу великое будущее, корону, но при условии смены веры и обращения многих других в христианство. Также оракул предрёк смертельную опасность, из которой будущий конунг чудом выберется. Всё сбылось: Олаф попал в ту самую передрягу, принял христианство и женился во второй раз — на ирландской принцессе, дочери правителя Дублина.
Стоит отметить, что сам Олаф славился как искусный толкователь знамений. Учитывая, как удачно пророчество легло в канву его амбиций, можно предположить, что если бы оракул молчал, будущему королю стоило бы самому придумать нужное «знамение свыше» для укрепления авторитета среди сторонников.

Принятие христианства для многих викингов не было глубоким духовным переворотом. Они часто подходили к новому Богу прагматично, как к ещё одному, но очень сильному божеству, покровительствующему определённым землям. Если в чужих краях христианский Бог сильнее Одина, то ему и стоит приносить жертвы, пока не вернёшься домой к родным богам.
Возвращение на родину и коронация
Вспомнив о своём происхождении (он был правнуком Харальда Прекрасноволосого) и подогретый пророчеством, Олаф решил вернуться в Норвегию и заявить права на престол. Момент был выбран идеально: местные бонды (свободные землевладельцы) восстали против ярла Хакона. Олаф ловко вмешался, одержал несколько побед, устранил ключевых противников и на народном собрании (тинге) убедительно изложил свою программу. В 995 году он был провозглашён королём Норвегии Олафом I Трюггвасоном.

Правление и роковые ошибки
Увы, искусный воин оказался неопытным политиком. Он сразу совершил две фатальные ошибки. Во-первых, начал насильственное крещение свободных бондов (3). Идея стать «рабами Божьими» пришлась вольнолюбивым норвежцам не по вкусу, и они стали отворачиваться от недавно избранного конунга. Хотя именно при Олафе христианство приняли Исландия и Гренландия.
Вторая ошибка была матримониальной. Олаф решил жениться на шведской принцессе Сигрид Гордой, поставив условием её крещение. Гордая невеста отказалась и, по легенде, получила пощёчину от жениха. Поклявшись отомстить, она вышла замуж за короля Дании Свена Вилобородого. Олаф же, в отместку, женился на сестре Свена, Тюре, которая самовольно ушла от своего польского мужа. Запутанные родственные связи (первая жена Олафа была дочерью того самого польского князя) достойны мыльной оперы.

Последняя битва при Свёлдере
Ситуация накалилась. Недовольные бонды призвали датчан, а Сигрид настаивала, чтобы муж наказал обидчика. Свен Вилобородый собрал мощный флот, к которому присоединились шведы и норвежские оппозиционеры.
Олаф, несмотря на численный перевес врага, проявил невероятную отвагу. Возвращаясь в Норвегию после конфликта в Польше из-за приданого Тюры, он вошёл в пролив Эресунн с небольшой флотилией из 11 кораблей, включая его флагман «Великий Змей». Там его уже поджидало около 80 вражеских судов.

10 сентября 1000 года у острова Свёльд (Свёлдер) разыгралась битва. Вместо того чтобы отступить, Олаф приказал связать свои корабли и дать бой, заявив: «Я никогда не бежал из битвы. Пусть бог распорядится моей жизнью, но я никогда не обращусь в бегство».
Сражение было яростным и кровавым. Норвежцы дрались отчаянно, но силы были слишком неравны. Окружённый на носу своего драккара, Олаф Трюггвасон, один из последних оставшихся в живых, прыгнул за борт в полном вооружении. Его тело так и не нашли, что породило легенды о чудесном спасении.

Память о короле-викинге живёт в Норвегии, а скальд Халльфред посвятил ему проникновенную вису, полную двусмысленности, подобающей герою, сменившему веру:
Живого ли славлю
Я вождя, иль умер
Сей потатчик крачки
Пляски палиц аса?
Разно бают вязы
Сеч, двояки речи.
Твердо лишь, что в буре
Стрел всесильный ранен.
Послесловие: Исторические параллели
Судьба Олафа I удивительным образом переплетается с судьбой его тёзки, Олафа II Святого (Толстого), правившего тридцать лет спустя.
(1) — Сестра Олафа I, Ингеборг, вышла замуж за Рёгнвальда Ульфсона, дядю Ингигерды, жены князя Ярослава Мудрого. К этой самой Ингигерде ранее сватался Олаф II.
(2) — Когда дела у Олафа II пошли плохо, он, как и его предшественник в детстве, бежал в Новгород и был очень дружен с Ингигердой.
(3) — Олаф II также активно крестил Норвегию и тоже пал в битве (при Стикластадире в 1030 году), став национальным святым. Такие вот витки истории.
Больше тут: «Пьём помин!»
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Олаф Трюггвасон. Викинг, конунг, смельчак!.