Сборка и покраска легендарного Т-34/76 от Tamiya: от деталей набора до грязевого камуфляжа

Продолжая серию моделей бронетехники, я обратился к советской легенде — танку Т-34/76. Это был самый массовый и, пожалуй, самый знаковый танк Второй мировой войны. Для сборки я выбрал набор от компании Tamiya, изображающий модификацию 1942 года производства Кировского завода. Эта версия отличалась усиленным лобовым бронированием, 76-мм пушкой и башней с увеличенным люком. Комплект также включал фигурки двух членов экипажа и резиновые гусеничные траки.

Выбор окраски и работа с башней

Цветовую схему я решил сделать «музейной» — классический исторический зеленый камуфляж образца 1938 года. Внутреннюю часть башни покрасил в белый матовый цвет, что часто практикуется в музейных экспозициях для лучшей видимости интерьера. Хотя это и не совсем исторично для боевой машины, смотрится такой контраст очень эффектно. Башню изнутри покрыли двумя слоями краски с помощью аэрографа.

При сборке башни сразу обратил внимание на качество деталировки от Tamiya. Для набора в этой ценовой категории (менее 2000 рублей) проработка поверхности впечатляет: отлично передана структура литой стали, аккуратно выполнены сварные швы. Это значительно упрощает дальнейшую работу и добавляет реалистичности.

Покраска ходовой части

Опорные катки были сначала полностью окрашены зеленым из аэрографа, а затем в два слоя покрыты черной матовой краской, имитирующей резину. Конструкция катков с выступающим ободом оказалась очень удобной: случайные подтеки краски на металлическую часть легко удалялись шлифовальным бруском, что позволило добиться аккуратного и четкого разделения цветов.

Интерьер башни проработан довольно детально: здесь есть казенная часть орудия, места для экипажа и смотровые приборы. Такая детализация добавляет интереса, особенно если оставлять люк открытым.

Нанесение эффектов износа и грязи

После сборки и базовой покраски танк выглядел «чистым». Я нанес еще один слой краски для выравнивания тона, но установку катков отложил. Сначала необходимо было создать эффект грязи и пыли на корпусе, чтобы потом добавить ее и на ходовую часть, сделав картину целостной.

Решетки двигателя я выделил металликом, после чего приступил к «обливке» корпуса грязью. Существует простой, но эффективный способ имитации засохшей грязи с помощью аэрографа: нужно взять густую краску, почти не разбавлять ее, и тогда аэрограф будет не распылять, а «плеваться» краской, создавая рельефные, фактурные пятна, очень похожие на настоящую грязь.

Следующий этап — ржавчина. Здесь техника противоположная: краску нужно максимально разбавить, уменьшить ее подачу в аэрографе и работать на низком давлении. Сначала наносится легкое точечное напыление, которое затем раздувается струей воздуха, создавая эффект выцветания и мелкой коррозии. Точечную ржавчину можно оставить без растушевки.

Интересное: M51 idf Sherman, Шестидневная война, 1967 г. (Tamiya 35323).

Аналогичным образом обрабатываются кромки и сварные швы на башне. На мой взгляд, эффекты износа лучше наносить уже поверх наклеенных декалей, так они выглядят естественнее, будто краска и маркировка истирались вместе.

Финальный штрих — еще один слой грязи поверх ржавчины. Концепция этой модели — «гряземес», прошедший сотни километров по осеннему или весеннему бездорожью. Поэтому грязи должно быть много, и она должна лежать слоями.

Вот такой результат в итоге получился:

Исторический факт

На фото: Т-34/76 образца 1943 года, поздняя производственная серия.

Т-34 по праву считается одним из самых узнаваемых и значимых танков в истории. Его успех был основан на гениальной простоте. Конструкция была надежной, а трудозатраты на производство к концу войны оказались более чем в 10 раз ниже, чем у немецких «Тигров». При этом «тридцатьчетверка» обладала прекрасной проходимостью, динамикой, а рациональные углы наклона брони повышали вероятность рикошета.

Т-34 стал логичным развитием серии быстроходных танков БТ, но с кардинально усиленной броневой защитой и вооружением. Отказ от сложных технических новшеств (вроде капризных двигателей или замысловатой подвески, как у немецких машин) сделал танк невероятно надежным и ремонтопригодным в полевых условиях. Наладить его массовый выпуск оказалось проще: только в 1942 году было выпущено 12,5 тысяч машин, а в 1943-м — уже более 15 тысяч. Для сравнения, за всю войну немцы произвели около 1300 «Тигров», что в два раза меньше, чем выпустил один лишь Челябинский Кировский завод за 1943 год. Всего же было построено около 35 тысяч Т-34 с 76-мм пушкой.

Существовало множество модификаций Т-34: помимо знаменитой «восемьдесятпятки» (Т-34-85), были версии с 57-мм орудием, а также различные варианты Т-34/76 с усиленным бронированием, разными башнями и улучшенными пушками. Хотя по мощи орудия он уступал «Тиграм» и «Пантерам», Т-34 компенсировал это численностью, надежностью и грамотной тактикой применения. Простота конструкции позволила в военные годы вдвое снизить себестоимость и в 2,5 раза — трудозатраты на производство, не жертвуя качеством.

Своей простотой Т-34 заложил основы современного танкостроения и концепции основного боевого танка (ОБТ). Именно на нем впервые массово применили рациональные углы наклона брони и дизельный двигатель, который был безопаснее и экономичнее бензинового. Эти решения вскоре стали мировым стандартом. Любопытно, что даже немецкая «Пантера» создавалась не без оглядки на обводы корпуса советской машины.

Таким образом, Т-34 стал «Фольксвагеном Жуком» в мире танков — гениальным в своей простоте, массовым, надежным и невероятно успешным.

Интересное еще здесь: История.

Т-34/76 от tamiya - как создавался образ.