Древний Китай: конгломерат цивилизаций до объединения

Сегодняшняя тема требует внимания, но обещает быть увлекательной.

Недавно в университете, в кругу студентов-востоковедов, зашёл разговор о китайской истории. Один из будущих иранистов задал вопрос: «А китайцы, вроде бы, никогда не были особо религиозными, да?» В ответ я спросил: «Какие именно китайцы?» Этот вопрос поставил его в тупик, что было особенно забавно, учитывая, что за полчаса до этого он с лёгкостью перечислял титулы всех Ахеменидских царей. Этот эпизод и вдохновил меня на сегодняшний рассказ.

Карта историко-культурных зон древнего Китая.

Ключевая мысль в том, что фраза «в Китае» в древности была столь же обобщающей, как «в Европе». Спросите, например, «европейцы умеют воевать» — кто именно? Румыны? Финны? Или «европейское государство — это всегда республика» — а как же Бельгия или Испания? Примерно та же ситуация и с древним Китаем, который был не единым целым, а мозаикой различных культур.

Что такое историко-культурные зоны?

Историко-культурная зона — это, по сути, самостоятельный цивилизационный очаг, подобный Древнему Египту, Месопотамии или Элладе. На территории будущего Китая таких очагов было несколько, и каждый развивался по-своему.

Если провести аналогию с античностью, то Рим объединил под своей властью множество народов, создав империю. Подобным же образом, но гораздо раньше, династия Цинь собрала под своей властью «Срединные государства». Китай в этом смысле — это «Рим, который не распался». Это как если бы Карл Великий не только возродил Западную Римскую империю, но и завоевал Византию, изгнал арабов, восстановил латынь и акведуки, и расширил границы до Месопотамии. Фантастический сценарий для любителя альтернативной истории, но в случае с Китаем это стало реальностью.

Политическая карта периода Воюющих царств. Внимание на рельеф, названия и границы.

Мозаика царств: кто есть кто

В центре внимания — период после распада государства Цзинь в 553 году до н.э., который привёл к появлению множества царств: Ци, Лу, Сун, Вэй, Чжэн и Цао. Формальным культурным и политическим центром считалось царство Чжоу.

Ци — восточный фронтир. Это регион, где народы хуася (сино-тибетцы, предки современных ханьцев) теснили аустрические племена. Здесь царил дух границы: суровые, воинственные общины, практикующие суходольное земледелие (без риса), — будущая военная элита Китая.

Лу — интеллектуальный и культурный центр. Сюда после победы при Муе (XI век до н.э.) чжоусцы переселили знать побеждённой династии Шан. Высокая культура, утончённые традиции. Жители Лу умело манипулировали более воинственными северными соседями, оставаясь с ними в отношениях «заклятой дружбы». Именно здесь родился Конфуций и зародилось конфуцианство.

Сун — своеобразный буферный регион, населённый как хуася, так и аустрическими народами. Сочетал суходольное земледелие и поливное рисоводство. Хотя их субъектность часто не воспринимали всерьёз, они играли важную дипломатическую роль между севером и югом.

Чжэн и Сун (Song) — островки своеобразия. Чжэн населяли хуася и народность мяо (хмонги), а Сун — другие аустрические автохтоны. Эти царства можно сравнить с Венгрией в Европе — уникальные культурные анклавы посреди моря хуася.

Вэй — царство хуася, выросшее на землях, отвоёванных у жунов — воинственных кочевых племён, с которыми воевали и шанцы, и чжоусцы. Это была территория победителей, ассимилировавших местное население.

Цзинь и Цинь (отмечены красным на первой карте) — это сино-тибетцы, сохранившие свою самобытность, не смешавшись с аустрическими народами. Для жителей Лу они были «селянами» — суровыми, воинственными, жившими в поселениях-крепостях. Именно здесь, в условиях постоянной борьбы, зародился легизм — философия жёсткой государственной власти. Основатель легизма Шан Ян, родившийся в Вэй, нашёл применение своим идеям именно в Цинь. Циньцев, будущих объединителей Китая, «цивилизованные» хуася востока воспринимали почти как варваров — подобно тому, как византийцы смотрели на Алариха.

Языковая карта современного Китая. Дуга мандаринского языка в центре — это потомки тех самых хуася, расселившихся за тысячелетия.

Южные цивилизации: Чу и У

На первой карте оранжевым цветом обозначены «очаги бассейна Средней Янцзы» — царство Чу. Это была самостоятельная, высокоразвитая аустрическая цивилизация с субтропическим климатом, поливным рисоводством и городами-государствами, возникшими почти одновременно с Шумером и Египтом. Элита Чу переняла язык и обычаи Чжоу, но в основе лежала местная культура с сильным мистицизмом и зачатками даосизма. Это было сложно устроенное общество, претендовавшее на лидерство среди всех царств.

К востоку от Чу лежало царство У (Ву) — ещё одна аустрическая цивилизация, более молодая и менее централизованная, чем Чу. Родина Сунь-цзы, автора «Искусства войны». Чу и У постоянно враждовали друг с другом и с царствами хуася, образуя сложный политический треугольник.

Карта периода, когда Чу поглотило У. Также видны царства Шу и Юэ.

Окраинные миры: Шу, Юэ и Янь

Шу (Сычуаньская впадина) — это «Китай в Китае», изолированная цивилизация, развивавшаяся параллельно. Своя культура, язык, народы (цяны). Это был совершенно отдельный мир, труднодоступный для завоевателей.

Физическая карта, демонстрирующая изоляцию Сычуаньской впадины.

Юэ — стойкие аустрические автохтоны на юго-востоке. Они успешно сопротивлялись экспансии хуася, их не смог покорить даже Цинь Шихуанди. Их окончательно подчинил лишь ханьский император У-ди. Культура и язык юэсцев сохранились до наших дней.

Карта империи Цинь. Незакрашенная область на юго-востоке — земли Юэ, не покорённые Шихуанди.

Янь — северное царство, не игравшее значительной роли. По одной из теорий, его населяли остатки жунов.

Выводы: Китай как межцивилизационный проект

Итак, «исторический Китай» — это минимум пять различных цивилизаций: две северные сино-тибетские (Ци/Лу и Цзинь/Цинь), две южные аустрические (Чу и У) и сычуаньская (Шу). Они различались религией, социальной организацией, языками, антропологическим типом и политической культурой.

За тысячелетия эти народы неоднократно смешивались и ассимилировали друг друга. Китай пережил и своё «Великое переселение народов» (V-VII вв.), и дальнейшее расширение, включив в свой состав Тибет, Монголию, Маньчжурию, Синьцзян и другие регионы с совершенно иными культурами.

Поэтому, говоря о «китайских гражданских войнах», «китайской культуре» или «китайской религии», мы говорим не о внутренних делах одного народа, а о сложных межцивилизационных процессах внутри гигантского конгломерата. Именно эта невероятная внутренняя сложность и многовековая задача «переваривания» присоединённых культур, на мой взгляд, является главным сдерживающим фактором для внешней экспансии современного Китая.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: "Китайская" цивилизация, которая ещё не стала китайской.