Быт и социальные реалии в повести Н.В. Гоголя «Шинель»: детали, которые мы не замечаем

torbovaДореволюционные посты


Этот материал продолжает цикл рассказов о бытовых подробностях, скрытых в классических литературных произведениях. Сегодня мы разберем повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Комментарии, поясняющие исторический контекст, выделены курсивом для удобства чтения.

Чиновничий мир и его порядки

Действие начинается в департаменте, который автор намеренно не называет, иронизируя над обидчивостью бюрократических структур. Гоголь отмечает, что любое должностное лицо готово увидеть личное оскорбление в любой критике. В пример приводится жалоба некоего капитан-исправника, который приложил к своему прошению роман, где персонаж с такой же должностью регулярно появлялся в неприглядном виде.

Капитан-исправник – это начальник уездной полиции, избиравшийся местным дворянством. Автор не преувеличивает: подобные жалобы действительно были обычным делом. Известен случай, когда актёр Каратыгин столкнулся с двумя жалобами на свою пьесу о немецком булочнике. Первую подал реальный булочник, усмотревший в персонаже карикатуру на себя. Вторую – столичный полицейский, которого возмутила сцена, где стража порядка заходит в булочную, но не показано, как он платит за булку, что было расценено как намёк на взятки. Текст пьесы пришлось переписать.

В этом департаменте служил чиновник, ничем внешне не примечательный: невысокого роста, с рябоватым и рыжеватым лицом, подслеповатый, с лысиной и морщинами. Цвет его лица автор называет геморроидальным.

«Геморроидальный» цвет лица в те времена означал нездоровый, желтовато-серый оттенок.

художники Кукрыниксы, 1952

Чин его был титулярный советник – объект насмешек многих писателей того времени, которые часто выбирали безобидных мишеней для своей сатиры.

В Табели о рангах, состоявшей из 14 классов, титулярный советник занимал 9-ю ступеньку, что относило его к среднему звену чиновничества.

Происхождение и повседневность

Фамилия чиновника – Башмачкин – явно указывала на происхождение от слова «башмак». Однако ни он, ни его предки уже давно не носили башмаков, предпочитая сапоги, подмётки на которых меняли всего три раза в год.

Здесь можно увидеть намёк на «противостояние» башмаков и сапог. Башмаки (ботинки) в городе считались более «цивильной», городской обувью, особенно в тёплое время. Но многие, как и Башмачкин, из экономии носили сапоги круглый год. Замена подмёток обходилась значительно дешевле пошива новой обуви.

Чиновник на картине Федотова носит старые сапоги

Родился Акакий Акакиевич 23 марта. Его мать, жена чиновника, выбирала имя по святцам, но все предложенные имена (Моккий, Соссий, Хоздазат, Трифилий, Дула, Варахасий, Павсикахий, Вахтисий) показались ей странными. В итоге ребёнка назвали в честь отца – Акакий.

Женщину называли «чиновницей», так как её социальный статус определялся положением мужа. Столоначальник, присутствовавший на крестинах, – это чиновник 7-го класса, возглавлявший «стол» (отдел) в учреждении. Квартальный офицер – полицейский надзиратель, отвечавший за порядок в определённом квартале. Крестили детей обычно сразу после рождения, веря, что это защитит младенца. Гоголь намеренно выбрал для святцев самые неблагозвучные для русского уха имена, хотя их дни памяти не совпадали с датой рождения героя. Имя Акакий также было редким.

За годы службы Акакий Акакиевич стал для всех частью интерьера департамента – вечным переписчиком, будто бы он и родился уже в вицмундире и с лысиной.

Вицмундир – форменный фрак гражданских чиновников. Интересно, что такая униформа была введена только в 1834 году указом Николая I, не любившего разнообразия в одежде чиновников. Повесть же написана в 1842 году, так что герой носил её не так уж долго.

Положение среди коллег

В департаменте к нему не было никакого уважения. Сторожа не вставали при его появлении, начальники обращались холодно и деспотично, а молодые чиновники позволяли себе насмешки.

Субординация в то время соблюдалась строго и проявлялась в мелочах, в том числе в формулировках поручений. К Башмачкину же относились как к пустому месту, что позволяло задирать его даже младшим по чину. При этом сам герой искренне любил свою монотонную работу и не стремился сделать карьеру.

Если бы его рвение поощрялось, он, возможно, дослужился бы до статского советника, но, как шутили коллеги, он выслужил лишь «пряжку в петлицу да нажил геморрой в поясницу».

Титулярный советник носил на петлицах или погонах один просвет и эмблему ведомства – ту самую «пряжку». Но большего герой и не хотел.

В отличие от своих коллег, Акакий Акакиевич никогда не наблюдал за уличной жизнью, в то время как другие молодые чиновники замечали малейшие детали вроде отпоровшейся «стремешки» на чьих-то брюках.

«Стремешка» – это специальная тесёмка внизу брюк, которая надевалась на подъём ступни, чтобы штаны не задирались при ходьбе.

Одиночество и быт

В то время как все чиновники после службы развлекались – шли в театр, на вечера, в гости играть в карты, пить чай и обсуждать сплетни, – Акакий Акакиевич не знал никаких развлечений.

Социальная жизнь в XIX веке была очень насыщенной. Поддерживать связи, ходить в гости было нормой, а избегание общества считалось странностью. Вист – популярная карточная игра, предшественница преферанса. Жильё на четвёртом этаже (без лифтов) было самым дешёвым. Анекдот о коменданте и хвосте у Медного всадника – реальная городская байка о П.Я. Башуцком, считавшемся исполнительным, но недалёким человеком.

Главным врагом скромного чиновника в Петербурге был северный мороз. Со временем Акакий Акакиевич почувствовал, что его старая шинель совсем перестала греть. Осмотр показал, что сукно на спине и плечах истёрлось до состояния серпянки, а подкладка расползлась. Коллеги издевательски называли его шинель капотом.

Серпянка – грубая льняная ткань кустарного производства. Капот – просторная домашняя одежда, род халата.

Портной Петрович

Для починки шинели Акакий Акакиевич отправился к портному Петровичу, жившему в бедной квартире на четвёртом этаже с чёрного хода. Петрович, бывший крепостной, получивший вольную, был мастером на все руки, но сильно пил по праздникам. В спорах с женой он называл её «мирскою женщиной и немкой».

Квартира на высоком этаже со входом с чёрной лестницы – признак крайней бедности. «Мирская женщина» – значит, любящая мирские удовольствия, не слишком набожная. К немцам в крестьянской среде часто относились с предубеждением. Жена, в свою очередь, звала Петровича «одноглазым чёртом».

О жене Петровича известно мало, но она носила чепчик, а не простой платок, что было признаком некоторого социального роста.

Замужние женщины из простонародья обычно носили платки. Чепец же был более городским, «благородным» головным убором, который перенимали жёны мастеровых, стремясь подчеркнуть свой статус.

Поднимаясь по грязной, пропахшей «спиртуозным» запахом лестнице, Акакий Акакиевич заранее решил, что больше двух рублей за починку не даст. Однако Петрович, осмотрев шинель, заявил, что чинить нечего, и посоветовал сделать из неё онучки, а шинель шить новую.

Онучи – длинные полосы ткани для обмотки ног, использовавшиеся вместо чулок. Петрович, кстати, не упустил случая покритиковать немцев, которые «выдумали» чулки, «чтобы побольше себе денег забирать». В итоге новая шинель обошлась в огромную для героя сумму – 80 рублей.

Путь к новой шинели и трагедия

Чтобы скопить деньги, Акакий Акакиевич ввёл режим жёсткой экономии: отказался от вечернего чая, свечей, стал реже отдавать бельё в стирку, а дома ходил в старом демикотоновом халате.

Годовое жалованье героя – 400 рублей, то есть около 33 рублей в месяц. Цены на чай колебались, но экономия на нём была существенной. Демикотон – плотная, грубоватая хлопковая ткань для дешёвой одежды.

Наконец, шинель была сшита. На подкладку взяли добротный коленкор, а вместо дорогой куницы использовали кошку, которую «можно было принять за куницу».

Коленкор в то время – плотная хлопковая ткань. Использование кошачьего меха для небогатых людей было практикой.

В первый же вечер, когда Акакий Акакиевич в новой шинели возвращался из гостей, его ограбили на пустынной площади. В отчаянии он бросился к будочнику, но тот лишь равнодушно ответил, что ничего не видел, и посоветовал идти к надзирателю.

Будочник – низший полицейский чин, дежуривший у специальной будки. Набирались будочники обычно из отставных солдат и не отличались ни рвением, ни вежливостью. Их «табельным оружием» была алебарда.

Хозяйка квартиры, выслушав его, посоветовала идти не к квартальному, а прямо к частному приставу, так как была знакома с его нянькой.

Квартальный надзиратель отвечал за квартал, а частный пристав – за целую полицейскую часть (район). Отношения горожан с полицией были более тесными, люди часто решали вопросы через личные связи, дарили подарки, что не всегда считалось взяткой. Однако в деле Башмачкина полиция помогать не спешила.

Визит к «значительному лицу»

В итоге, по совету сослуживцев, Акакий Акакиевич отправился к «значительному лицу» – недавно произведённому в генералы чиновнику. Тот, желая покрасоваться перед старым приятелем, заставил просителя долго ждать в передней.

Граница между служебным и личным была размыта, и просителей часто принимали дома. Передняя – помещение у входа, где гости оставляли верхнюю одежду, а незначительные посетители – ждали приёма.

«Значительное лицо» в душе было неплохим человеком, но новый чин вскружил ему голову. В обществе равных он был мил, но с подчинёнными становился груб и чопорен, боясь уронить своё достоинство.

Гоголь мастерски изобразил психологию «чинопочитания», когда человек теряет себя, получив власть.

Когда наконец Акакий Акакиевич, заикаясь и употребляя лишние «того», попытался объяснить свою беду, генерал грубо оборвал его, обвинил в неуважении к начальству и порядке и выгвал вон.

Обращение «милостивый государь» к середине XIX века приобрело оттенок холодной, казённой вежливости. Требование подать прошение через канцелярию по личному, а не служебному делу было явной формальностью. Назвать пятидесятилетнего Башмачкина «молодым человеком» было крайне унизительно, так как возраст в то время ассоциировался с уважением и солидностью.

Потрясённый и простуженный, Акакий Акакиевич вскоре умер, оставив после себя городскую легенду о призраке, срывающем шинели с прохожих.

Другие посты о быте в литературе:

Интересные детали в повести "Барышня-крестьянка"

Интересные детали в "Невском проспекте" Гоголя

Немного о приятных дамах ("Мёртвые души")

Интересные детали в «Мёртвых душах» (в гостях у Ноздрева)

Интересные детали в «Мёртвых душах» (в гостях у Коробочки)

Интересные детали в романе "Анна Каренина" (Долли в гостях у Анны Карениной и Вронского)

Интересные штрихи на примере романа "Анна Каренина"

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Забытый быт. Интересные детали в "Шинели" Н. В. Гоголя.