12 ноября 1975 года в аэропорту имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке произошла уникальная авиационная авария. Пассажирский лайнер McDonnell Douglas DC-10-30CF авиакомпании Overseas National Airlines (ONA), выполнявший рейс из Нью-Йорка в Джидду с промежуточной посадкой во Франкфурте, был полностью уничтожен в результате столкновения с птицами. На борту находились 139 человек: 10 членов экипажа и 129 пассажиров, все сотрудники одной компании, направлявшиеся в Саудовскую Аравию для работы по контракту. Командир воздушного судна обладал огромным опытом — 25 000 летных часов.
Самолет Douglas DC-10-30CF, загруженный почти до предела.
Роковой взлет с предельной нагрузкой
Перед вылетом самолет был загружен почти до максимально допустимой взлетной массы в 252,5 тонн. Значительную часть этого веса, около 42.5%, составляло авиатопливо. Учитывая тяжелую загрузку, капитан запросил для взлета самую длинную взлетно-посадочную полосу аэропорта — 13R. Погодные условия были идеальными: отличная видимость и легкий ветер.
Столкновение со стаей
В 13:09 самолет начал разбег. На скорости около 190 км/ч, еще до достижения критической скорости принятия решения V1, экипаж заметил прямо по курсу стаю птиц численностью около сотни особей. Стая, предположительно чаек, рассеялась, но затем вновь собралась прямо перед лайнером. Столкновение было неизбежным.
Цепная реакция отказов
После громких ударов капитан немедленно принял решение о прекращении взлета: убрал тягу двигателей, включил реверс и начал экстренное торможение. Однако ситуация быстро вышла из-под контроля. Правый двигатель (№3), в который попали птицы, вышел из строя, что привело к отказу гидравлической системы №2, питавшейся от него. Почти мгновенно загорелась сигнальная лампа пожара в том же двигателе.
Экипаж попытался выполнить процедуру остановки двигателя, но клапан подачи топлива заклинило. Система пожаротушения, активированная бортинженером, не сработала, о чем свидетельствовало отсутствие подтверждающего сигнала.
Обратите внимание: Огромный червь длиной пол метра, наводящий ужас.
Положение становилось критическим.Бесконтрольный выкат и пожар
Пилоты, полагая, что управляют ситуацией, попытались использовать руль направления, чтобы свернуть с полосы, когда поняли, что колесные тормоза не работают. Самолет на скорости около 70 км/ч выкатился за пределы ВПП, разрушив правую основную стойку шасси, и остановился. Правая сторона фюзеляжа была уже охвачена пламенем.
Экипаж в кабине покинул самолет через окно, а в салоне началась срочная эвакуация по надувным трапам. Положение усугублялось тем, что лайнер остановился над дренажной канавой. Вытекающее горящее топливо создало огненный коридор прямо под фюзеляжем, серьезно осложнив работу пожарных расчетов.
Лайнер, полностью охваченный пламенем.
Чудо спасения и масштабы разрушений
Несмотря на катастрофические повреждения, эвакуация прошла успешно. Все 139 человек на борту были спасены, хотя 32 человека получили ранения, двое из них — серьезные. В течение нескольких минут DC-10 был полностью уничтожен огнем.
Сила взрыва в правом двигателе была колоссальной. Осколки, разлетевшиеся как снаряды, пробили насквозь ангар напротив взлетной полосы, повредили аэродромную технику и вызвали дополнительные возгорания. Зона разлета обломков растянулась на 2.5 километра в длину и 330 метров в ширину.
Выводы расследования
Этот инцидент вошел в историю как крупнейшая катастрофа коммерческого самолета, вызванная столкновением с птицами. Расследование, длившееся более года, установило, что причиной стала попадание птиц (чайки) в правый двигатель, что привело к его разрушению, пожару и последующей цепной реакции отказов. Экипаж не смог остановить самолет из-за потери гидравлики, отказа тормозов и реверса тяги на поврежденном двигателе, а также из-за лопнувших шин. Мокрая поверхность полосы также снизила эффективность торможения.
Схематическое изображение повреждения двигателя №3.
Два бортовых самописца сгорели, поэтому детали переговоров в кабине восстановить не удалось. Тем не менее, комиссия высоко оценила действия экипажа, назвав их профессиональными и умелыми в экстремальной ситуации.
Уроки катастрофы
Расследование вскрыло серьезные упущения в работе аэропорта. Было установлено, что администрация пренебрегала мерами по отпугиванию птиц. Примечательно, что за пять месяцев до этой аварии в аэропорту Кеннеди уже произошло 11 столкновений самолетов с птицами. Только после катастрофы 12 ноября 1975 года в аэропортах США и мира были ужесточены и систематизированы правила и процедуры по контролю за орнитологической обстановкой.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Гражданская авиация Полет Самолет Аэропорт Пожар Чайка Птица Пилот Американская длинная колонна 38Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Как стая чаек уничтожила огромный самолет Douglas DC-10.