Мифическая диадема Елены Троянской и загадочная судьба сокровищ Трои

HistoricalBoberТоповый автор

А начинается все как обычно с того, что Зевс не может удержать свою "лохматую молнию" в тунике. Зевс в очередной раз влюбляется, в этот раз как обычно в смертную девушку, в несчастную Леду которая была женой спартанского правителя Тиндарея и в образе лебедя соблазняет ее, видимо красивый был лебедь, и от этого союза рождаются две девочки Елена и Клитемнестра и близнецы Кастор и Полидевк (хотя отцовство Клитемнестры и Кастора приписывается Тиндарею). Если коротко то Елена выросла в Спарте и вышла замуж за Менелая, который стал царем после смерти Тиндарея за ее красоту в Спарте ее почитали как божество.

Её красота стала причиной одной из величайших войн в древней истории -Троянской войны. Парис, принц Трои, сын царя Приама, похитил Елену (или, по некоторым версиям, она ушла с ним добровольно), что привело к десятилетнему осаде Трои объединёнными силами греков под предводительством Агамемнона, брата Менелая. которая закончилась падением Трои при помощи деревянной лошадки. Эта история подробно описана в "Илиаде" Гомера, где Елена предстаёт как трагическая фигура, раздираемая чувством вины и судьбой бедняжка какая.

Как погибла Елена точно не известно, там есть несколько вариантов выбирайте на свой вкус как говориться: по одной версии её повесила Поликсо на дереве, по другой убили камнями родосцы. Согласно другим мифам, она умерла по пути домой, есть еще вариант про вознесение на Олимп после смерти, став богиней(все мы помним мультик Геркулес). По Гомеру например она спокойно вернулась в Спарту и продолжила жить с Менелаем.

Хотя Елена персонаж больше мифический чем реально-исторический, её образ часто ассоциируется с реальными археологическими находками, особенно интересна "диадема Елены Троянской" из так называемых Сокровищ Приама. Это связь возникла благодаря можно сказать нездоровому энтузиазму археолога любителя Генриха Шлимана, который в XIX веке "оживил" мифы Гомера через свои раскопки.

Генрих Шлиман

Кто такой Генрих Шлиман? это очень богатый человек который очень хотел прославиться и таким образом он пришел к идее найти мифическую Трою. Начитавшись Гомеровских эпосов в 1871 году Шлиман начинает раскопки на холме Хисарлык в северо-западной Турции (тогда Османская империя), который, по его убеждению, был местом древней Трои. Место он выбрал не просто так, раньше здесь работал британский археолог Фрэнк Калверт, но именно Шлиман довёл дело до масштабных открытий.

Работал Шлиман конечно как варвар, он нанял 100 рабочих которые должны были найти Трою, но в начале раскопок ему попадались римские развалины которые он просто взрывал и уничтожал, но кое что оставил например Метопа с изображением Гелиоса.

Метопа с изображением Гелиоса

В апреле 1873 года рабочие натыкаются на фундамент башни с кладкой похожую на ту что видел Шлиман в Микенах, за месяц Шлиман убеждает себя, что обнаруженная им башня и остатки древней дороги которую наши чуть позже, являются Скейскими воротами и дворцом Приама, описанными в "Илиаде".

27 мая 1873 года (по одной версии 31 мая) Шлиман по его же словам обнаружил клад во время работы в траншее. Он описывал эту драматическую сцену так, увидев блеск то ли меди то ли золота, сразу отпустил рабочих на обед, что бы у них не было лишнего соблазна, а сам с женой Софией извлёк сокровища, завернув их в её шаль. Шлиман утверждал, что нашёл их в стене дворца, в деревянном сундуке, который сгнил, оставив только содержимое. Однако позже выяснилось, что эта история вымысел. София в то время находилась в Афинах, а клад, вероятно, был собран из нескольких находок, разбросанных по разным местам, чтобы создать сенсацию. Шлиман копал слишком глубоко, пропустив слои, соответствующие гомеровской Трое, и достиг более древних уровней.

Фотография "Клада Приама" сделанная в 1873 году

Несмотря на сомнительные методы и то что Шлиман путался в своих же рассказах, открытие стало сенсацией. Шлиман назвал находку "кладом Приама" .

Обратите внимание: Конструктор Кошкин. Трагическая судьба изобретателя Т-34, танка Победы.

Он сфотографировал свою молодую жену Софию в диадеме которая была в том кладе, объявив их украшениями Елены Троянской. Это фото облетело мир, укрепив миф о Трое.

София Шлиман в диадеме Елены "Троянской"

После находки Шлиман столкнулся с проблемами, стоимость клада была примерно в 1 миллион франков, из которых правительству Османской империи по договору принадлежала половина. Естественно делится Шлиман не собирался заявив, что он и так много потратил на эти поиски.

Он тайно вывез сокровища из страны, под одной из версий в корзинах с овощами, по другой что его жена София спрятала часть сокровищ под одеждой. Это вызвало скандал Шлиману запретили все дальнейшие раскопки, он предложил выплатить 20 тысяч франков за найденные сокровища и еще 30 тысяч на будущий сезон раскопок рабочим, даже подал в суд но проиграл . В итоге выплатил штраф в 10 000 франков ( а позже заплатил еще 50 000) и стал единственным владельцем "сокровищ Трои".

В 1877 году клад выставили в Лондоне, а в 1881 году Шлиман пожертвовал его Берлину, где он хранился в Королевских музеях (позже Этнологический музей). Там диадема и другие предметы стали жемчужиной коллекции пока не началась Вторая мировая война.

В 1945 году, во время штурма Берлина Красной армией, сокровища были спрятаны в бункере у Зоологического сада. Профессор Вильгельм Унверзагт передал их советской комендатуре, чтобы избежать разграбления и не кому об этом не рассказал. Клад был упакован в ящики и отправлен в Москву самолётом. После войны его считали утраченным, даже ходили слухи о бомбардировках, пожарах или переплавке нацистами. Советские власти в это время отрицали наличие троянского золота на протяжении всей холодной войны.

Сокровища оставались в тайне до 1990-х. В 1991 году российские искусствоведы намекнули на их наличие, а в 1993–1994 годах Пушкинский музей официально признал, что клад хранится у них. Он был частью "трофейного искусства", вывезенного как репарации за ущерб от нацистской оккупации. В 1996 году, после 50 лет скрытности, сокровища выставили в Пушкинском музее - около 260 предметов, включая диадему, в специальной комнате. Каталог этой выставки был издан на нескольких языках.

Это вызвало международный скандал: Германия требует возврата, считая это грабежом, Турция тоже претендует так как считает себя родиной артефактов, а Россия ссылается на закон 1998 года, легализующий хранение как компенсацию за военные потери. Диадема и клад остаются в Москве, доступны для просмотра, но споры продолжаются.

диадема "Елены Троянской" найденные Шлиманом

Самое смешное и в то же время очень печальное в этой истории то, что Шлиман копал в правильно месте, но город, открытый Шлиманом, гораздо старше Трои времен Гектора и Ахиллеса. Он относится к XXV веку до нашей эры примерно на тысячу лет раньше Троянской войны. Гомеровская же Троя точнее ее остатки находились гораздо ближе к поверхности земли, и в процессе раскопок Шлиман практически уничтожил ее.

Современные исследования подтвердили что сокровища найденные Шлиманом действительно очень древние, но не имеют отношения к легендарному троянскому царю Приаму и Елене.

Всем спасибо, кто прочитал. Подписывайтесь будет интересно.

Еще есть группа в вк https://vk.com/club230098140 - где статьи выходят чуть раньше, есть короткие посты, и просто исторические фотографии.

Так же сообщество в телеграмме https://t.me/HistoricalBober тут выходит, дополнительный контент 18+ и самые кровавые и ужасные истории

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Мифическая диадема Елены Троянской и загадочная судьба сокровищ Трои.