Писатель, историк, журналист. Любимые темы: история, Средневековье, любовь и отношения, кино и литература.
Сняв последний бинт, врач с некоторой неловкостью протянул пациентке зеркало. Вера Мухина, не испытывая страха, взглянула на свое отражение и отшатнулась. В зеркале смотрело на нее совершенно другое лицо — не ее собственное, а лицо незнакомки, собранное хирургами буквально по кусочкам.

Купеческое детство и потерянная красота
Вера родилась в семье прогрессивного рижского купца Игнатия Мухина, известного своей благотворительностью. Ее мать, красавица Надежда Вильгельмовна, умерла от чахотки, когда девочке было два года. Опасаясь за здоровье дочерей, Игнатий Кузьмич перевез Веру и ее старшую сестру Марию в Феодосию. В Крыму Вера расцвела: ее считали настоящей красавицей с темными волосами, выразительными глазами и яркими губами. Отец восхищенно говорил: «Ты у меня как с картиночки!»

Игнатий и Надежда Мухины, родители Веры.
После скоропостижной смерти отца в 1904 году осиротевшие сестры переехали к дяде в Курск. Там Вера окончила гимназию и всерьез увлеклась живописью. В 1911 году, получив наследство, сестры перебрались в Москву. Вера, ставшая завидной невестой, вела светскую жизнь, брала уроки у известных художников, и ее будущее казалось безоблачным.

Вера Мухина в детстве.
Роковая зима и «другое лицо»
Все изменилось в рождественские каникулы 1912 года в смоленском имении дяди. Во время катания на санях Вера на огромной скорости врезалась в березу. Сломанный сучок практически отсек ей нос, серьезно повредив лицо.

Катание на санках — популярная, но рискованная зимняя забава того времени.
После экстренной операции в Смоленске, где ей пришили нос, Вера отправилась в Париж. Восемь сложнейших пластических операций вернули ей «благообразный» облик, но не прежнюю красоту. Лицо покрыли шрамы, черты огрубели. «Это другой человек, другое лицо», — с горечью сказала она, глядя в зеркало. О светской жизни и удачном замужестве пришлось забыть.

Вера со старшей сестрой Марией после операций и реабилитации.
Новая жизнь: скульптура, война и любовь
Оставшись в Париже, Вера нашла в себе силы начать все заново. Она поступила в студию скульптора Эмиля Бурделя, а затем изучала искусство Ренессанса в Италии. В Россию она вернулась в 1914 году и с началом Первой мировой войны пошла работать медсестрой в военный госпиталь. Там она встретила свою судьбу — молодого военврача Алексея Замкова. Его не испугали шрамы; он был покорен ее силой духа, талантом и добротой. В 1918 году они поженились.

Алексей Андреевич Замков — военврач, ученый, любящий муж.
Этот же год стал отправной точкой в ее карьере. По «Ленинскому плану монументальной пропаганды» Вера получила первый государственный заказ. Начался стремительный творческий путь. Она создала скульптуры «Революция», «Освобожденный труд», преподавала, разрабатывала одежду. В 1920 году у пары родился сын Всеволод.

Вера с мужем и сыном. Семья Мухиной считалась образцовой.
Вершина славы и испытания
Муж, ставший известным профессором медицины (один из прототипов профессора Преображенского у Булгакова), был ее главной опорой. Вера творила, и в 1937 году на Всемирной выставке в Париже мир увидел ее главный шедевр — 24-метровую статую «Рабочий и колхозница». Монумент был встречен с восторгом и позже установлен у ВДНХ в Москве, став символом целой эпохи.

Статуя Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937 год.
Но в 1938 году на семью обрушилась беда: институт Замкова расформировали, его работу подвергли обструкции. Ожидание ареста привело Алексея Андреевича к инфаркту. Вера ухаживала за мужем, а с началом войны самостоятельно вывезла его и сына в эвакуацию в Каменск-Уральский, где продолжала работать. Замков, едва оправившись, вернулся к хирургической практике, помогая раненым. В 1942 году, уже в Москве, его сердце не выдержало — второй инфаркт оказался смертельным.
Вечный диалог
Вера Игнатьевна пережила мужа на одиннадцать лет. Она сама создала ему надгробие с надписью: «Я сделал для людей все, что мог». После войны она продолжала творить, создав выдающиеся памятники Максиму Горькому и Петру Чайковскому. Вера Мухина скончалась от стенокардии в 1953 году и была похоронена, как и завещала, рядом с мужем.

М. Нестеров «Портрет скульптора В.И. Мухиной».
Их ученица Нина Зеленская дополнила надгробие плитой с двумя словами: «И я тоже». Так сложился вечный диалог двух сильных людей, посвятивших жизнь служению другим.

Они лежат рядом, Вера Игнатьевна и Алексей Андреевич. Лежат и переговариваются друг с другом из вечности:
«Для людей я сделал все, что мог», — говорит профессор Алексей Андреевич Замков.
«И я тоже», — отвечает его супруга, скульптор Вера Игнатьевна Мухина.
Дорогие читатели! В издательстве АСТ вышла моя вторая книга «Узницы любви: От гарема до монастыря. Женщина в Средние века на Западе и на Востоке». Это жесткая книга, лишенная романтизации, показывающая Средневековье как эпоху, где насилие часто было нормой, но где вечными ценностями оставались дружба, благородство и Любовь.

А моя первая книга о русских женщинах в истории получила дополнительный тираж!

Подписывайтесь на мой телеграм-канал, где я делюсь историями и размышлениями об искусстве, книгах и жизни: https://t.me/istoriazhen
Всегда ваш,
Василий Грусть.
P.S. Буду благодарен за поддержку в виде донатов — это помогает мне продолжать писать.
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: Другое лицо.