«Что вас больше всего поразило в нём?», — спросил российский историк у бывшего немецкого пилота.

Як-9, построенные на средства артистов Малого театра г. Москвы
«Невероятная отзывчивость управления. Самолёт реагировал на малейшее движение ручки, — вспоминал лётчик. — В горизонтальном маневре, на виражах, ему не было равных на малых высотах. Уже в том испытательном полёте я осознал: в реальном бою уйти от него было бы невозможно. И это при том, что я считался одним из лучших пилотов в своей группе».
Тактический переворот в небе
«Как это повлияло на вашу тактику?», — продолжил расспросы историк.
«Мы были вынуждены кардинально изменить подход, — признался ветеран. — Стали избегать боёв на виражах, особенно на высотах до трёх-четырёх тысяч метров. Делали ставку на преимущество в пикировании и накопленный боевой опыт наших асов. Но с каждым месяцем противостояние становилось всё сложнее. Советские пилоты быстро учились, а их машины непрерывно совершенствовались».
Перед уходом историк задал последний, самый сложный вопрос. «Вы жалеете о том, что воевали против СССР?»
После долгой паузы бывший пилот Люфтваффе ответил: «Я жалею о самой войне, но горжусь тем, что был военным лётчиком и сражался против достойных противников. Ваши пилоты и конструкторы заслуживают величайшего уважения. Создать такой истребитель, как Як-9, в условиях эвакуированных заводов, под постоянными бомбёжками — это настоящее чудо. А мастерство советских асов заставило нас полностью пересмотреть наше высокомерное отношение. Это был горький, но необходимый урок».

Восстановленный Як-9 в музее
Секретные документы и признание противника
Один из сохранившихся экземпляров легендарного истребителя сегодня можно увидеть в Центральном музее ВВС в Монино. Но материальные следы истории — не только музейные экспонаты. В немецких архивах сохранились подробные отчёты испытательного центра в Рехлине, куда был доставлен трофейный Як-9. На их страницах — восхищённые и тревожные отзывы немецких пилотов и инженеров.
«Мы должны признать, что недооценка противника была нашей серьёзнейшей ошибкой», — констатировал в своём заключении генерал-лейтенант авиации Адольф Галланд. Он же предупреждал: «Як-9 демонстрирует, что советская авиапромышленность способна создавать истребители мирового класса. Если эта тенденция продолжится, нам придётся пересмотреть всю концепцию воздушной войны на Восточном фронте».
Историки авиации до сих пор ведут дискуссии о степени влияния этих испытаний. Одни видят в них переломный момент, другие считают, что немецкое командование и так осознавало растущую угрозу. Однако все сходятся в одном: история с трофейным Яком стала ярким символом качественного изменения. Советские самолёты перестали восприниматься как примитивные машины, превратившись в грозных противников, с которыми вынуждены были считаться лучшие асы Люфтваффе.
Философия победы: простота, надёжность, превосходство
В своих мемуарах главный конструктор Александр Яковлев объяснял успех своей машины: «Мы никогда не стремились слепо копировать зарубежные образцы. Наша задача была иной: создать истребитель, максимально соответствующий условиям той войны, которую вела наша страна. Простой, надёжный, лёгкий в освоении и применении. И, главное, — лучший в своей стихии: в манёвренном бою на малых и средних высотах». Эта философия оказалась победоносной: Як-9 и его модификации сыграли ключевую роль в завоевании господства в воздухе, а общий тираж в 16 700 машин стал рекордным для советского истребителя.

Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев
Советское командование, как выяснилось, было в курсе немецких испытаний. В 1995 году в архивах Минобороны обнаружили донесение разведки от мая 1943 года. В нём сообщалось, что результаты испытаний Як-9 вызвали серьёзную озабоченность у руководства Люфтваффе. Была даже издана директива, предписывающая пилотам избегать манёвренных боёв с «Яками» и атаковать только сверху.
Зная об этом, советская сторона готовила контрмеры. Лётчиков, воевавших на Як-9, специально учили новой тактике: навязывать противнику бой на малых высотах, затягивать его в виражи, где советская машина была непобедима. Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин позже отмечал: «Як-9 стал идеальной машиной для реализации нашей новой тактики. Мы знали его сильные стороны и использовали их в полной мере».

Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин
Эхо войны и символ памяти
История одного самолёта стала частью большой истории — войны технологий, тактик и человеческой воли. Её отголоски звучали даже десятилетия спустя. В 1998 году на авиасалоне в Ле-Бурже встретились ветераны — советский пилот Николай Смирнов и немецкий испытатель Ханс Вернер Лерхе. «Ваш Як изменил моё представление не только о советской авиации, но и о вашей стране в целом, — признался Лерхе. — Я понял, что недооценка противника — худшая ошибка военного».
Апофеозом признания стал парад Победы 1995 года в Москве. В небе над Красной площадью прошёл восстановленный Як-9 в исторической окраске. Его особый, ни с чем не сравнимый звук мотора заставил ветеранов на трибунах поднять головы. Для них это был не просто пролёт музейного экспоната, а живое напоминание о молодости, войне и Победе. Самолёт сделал прощальный круг и ушёл в сторону Поклонной горы, унося с собой целую эпоху поршневой авиации.

Восстановленный Як-9 в полёте над Москвой, 1995 год
Но осталась память. И история о том, как трофейный истребитель с красной цифрой «5» на борту заставил лучших асов Люфтваффе признать превосходство советской мысли. Где-то в архивах до сих пор хранится тот самый отчёт немецкого лётчика-испытателя, где сдержанный профессионализм уступил место искреннему изумлению: «Мы никогда не видели такой манёвренности».
Окончание.
Первую часть читайте здесь: Як-9. Истребитель, изменивший тактику боев Люфтваффе
Вторую часть читайте здесь: Як-9. Истребитель, изменивший тактику боев Люфтваффе_2
Третью часть читайте здесь: Як-9. Истребитель, изменивший тактику боев Люфтваффе_3
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Як-9. Истребитель, изменивший тактику боев Люфтваффе_4.