Мифическая диадема Елены Троянской: от легенды до спорного клада Шлимана

HistoricalBoberТоповый автор

Легенда о Елене Троянской

История начинается с мифа о Зевсе, который, не в силах совладать со своими страстями, влюбляется в смертную женщину — Леду, супругу спартанского царя Тиндарея. Явившись к ней в образе лебедя, он становится отцом Елены и Клитемнестры, а также близнецов Кастора и Полидевка (хотя отцовство последних иногда приписывают Тиндарею). Елена, воспитанная в Спарте и прославившаяся своей неземной красотой, вышла замуж за Менелая, который после смерти Тиндарея стал спартанским царём. Её красота была столь велика, что спартанцы почитали её почти как божество.

Яблоко раздора и Троянская война

Именно красота Елены стала причиной одного из самых масштабных конфликтов античности — Троянской войны. Парис, троянский царевич, сын Приама, похитил Елену (по другим версиям мифа, она последовала за ним добровольно). Этот поступок привёл к десятилетней осаде Трои объединёнными силами греческих царей под предводительством Агамемнона, брата Менелая. Война, подробно описанная Гомером в «Илиаде», завершилась падением города благодаря хитрости с деревянным конём. В поэме Елена предстаёт сложной трагической фигурой, разрывающейся между чувством вины и своей судьбой.

Загадочный конец легенды

Судьба Елены после войны окутана тайной, и мифы предлагают несколько версий её гибели: по одной — её повесила на дереве Поликсо, по другой — она была забита камнями родосцами. Существуют также версии о её мирной смерти по пути в Спарту или даже вознесении на Олимп, где она обрела бессмертие. Сам Гомер в «Одиссее» описывает, что Елена благополучно вернулась в Спарту и продолжила жизнь с Менелаем.

Миф встречает археологию: Генрих Шлиман

Несмотря на мифическую природу образа Елены, её имя оказалось прочно связано с реальными археологическими находками, в первую очередь — с так называемой «диадемой Елены Троянской» из «клада Приама». Эту связь создал страстный энтузиаст и археолог-самоучка Генрих Шлиман, который в XIX веке задался целью доказать историчность гомеровских поэм.

Генрих Шлиман

Богатый коммерсант, жаждавший славы, Шлиман в 1871 году начал раскопки на холме Гиссарлык в Турции, уверенный, что именно здесь находилась легендарная Троя. Место было подсказано работами британского археолога Фрэнка Калверта, но именно Шлиман придал исследованиям грандиозный размах.

Методы Шлимана сегодня назвали бы варварскими: наняв сотни рабочих, он безжалостно разрушал верхние, более поздние культурные слои (включая римские постройки), чтобы добраться до «гомеровской» Трои. Некоторые находки, впрочем, были сохранены, например, метопа с изображением бога Гелиоса.

Метопа с изображением Гелиоса

В апреле 1873 года была обнаружена массивная кладка и фундамент башни, которые Шлиман с готовностью отождествил со Скейскими воротами и дворцом царя Приама из «Илиады».

Сенсационная находка «клада Приама»

27 (или 31) мая 1873 года Шлиман объявил о находке легендарного клада. По его красочному рассказу, увидев блеск металла в траншее, он отослал рабочих на обед, а сам вместе с женой Софией извлёк сокровища, завернув их в её шаль. Он утверждал, что обнаружил их в деревянном сундуке у стены дворца. Однако позднее выяснилось, что эта история была во многом сфабрикована для создания сенсации: София в тот момент была в Афинах, а клад, вероятно, был собран из разрозненных находок, сделанных в разных местах и в разное время.

Фотография "Клада Приама", сделанная в 1873 году

Несмотря на сомнительные методы, открытие потрясло мир. Шлиман назвал находку «кладом Приама».

Обратите внимание: Конструктор Кошкин. Трагическая судьба изобретателя Т-34, танка Победы.

Он сфотографировал свою молодую жену Софию в великолепной золотой диадеме из клада, провозгласив её украшением самой Елены Троянской. Это изображение облетело мир, навсегда связав миф с артефактом.

София Шлиман в диадеме "Елены Троянской"

Скандал, контрабанда и путешествие клада

Обнаружение клада привело к конфликту с властями Османской империи, которым по договору принадлежала половина находки. Не желая делиться, Шлиман тайно вывез сокровища из страны (по разным версиям, в корзинах с овощами или под одеждой Софии). Разразился скандал, Шлиману запретили раскопки, он судился, но в итоге выплатил крупный штраф, оставшись единоличным владельцем коллекции.

В 1877 году клад выставлялся в Лондоне, а в 1881 году Шлиман подарил его Берлину, где он стал жемчужиной коллекции Королевских музеев (позже — Этнологического музея).

Трофейное искусство и тайна холодной войны

Судьба сокровищ вновь круто изменилась во время Второй мировой войны. В 1945 году, при штурме Берлина, коллекция была спрятана в бункере. Профессор Вильгельм Унверзагт передал ящики с кладом советской комендатуре для сохранности. Артефакты были тайно вывезены в Москву, а после войны СССР десятилетиями отрицал их наличие, что породило слухи об их утрате.

Правда раскрылась лишь в 1990-х годах. В 1993–1994 годах ГМИИ им. А.С. Пушкина официально признал, что «клад Приама» хранится в его запасниках, будучи вывезенным в СССР как компенсация за ущерб, нанесённый нацистами («трофейное искусство»). В 1996 году, после полувека забвения, сокровища, включая знаменитую диадему, были выставлены в Москве.

Диадема "Елены Троянской" из находок Шлимана

Ирония судьбы и современные оценки

Главная историческая ирония заключается в том, что Шлиман, будучи прав в выборе места (Троя действительно находилась на холме Гиссарлык), ошибся в датировке. Город, который он с таким энтузиазмом раскапывал, оказался на тысячу лет старше гомеровской Трои (около XXV в. до н.э.). Более того, слои, соответствующие эпохе Троянской войны, находились выше и были в значительной степени уничтожены его же раскопками.

Современные исследования подтверждают подлинность и древность находок Шлимана (они относятся к раннему бронзовому веку), но окончательно развенчивают их связь с царём Приамом и Еленой. Это сокровище принадлежало неизвестному правителю или правителям догомеровской эпохи.

Сегодня диадема и другие предметы «клада Приама» остаются в Москве, а вокруг них продолжаются юридические и этические споры между Россией, Германией и Турцией о праве собственности. Таким образом, история, начавшаяся с мифа о красоте, продолжается в дискуссиях о культурном наследии и исторической памяти.

Всем спасибо, кто прочитал. Подписывайтесь, будет интересно.

Еще есть группа в вк https://vk.com/club230098140 - где статьи выходят чуть раньше, есть короткие посты, и просто исторические фотографии.

Так же сообщество в телеграмме https://t.me/HistoricalBober тут выходит дополнительный контент 18+ и самые кровавые и ужасные истории

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Мифическая диадема Елены Троянской и загадочная судьба сокровищ Трои.